ИЛИ РАН Институт лингвистических исследований РАН
на главную конференции отделы материалы ссылки
диссертационный
совет
образование personalia публикации журналы
научные проекты библиотека история библиография вакансии
in english

выбор кодировки:
koi8-r
utf-8

 

Международная научная конференция

«Проблемы онтолингвистики — 2015: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции»

18–20 мая 2015 года

Программа конференции

Институт лингвистических исследований РАН

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Петербургское лингвистическое общество

Санкт-Петербург

Тучков пер., 9

18 мая
10.00–10.30 регистрация участников
10.30–10.50 открытие конференции (Конференц-зал, 4-й этаж)
10.50–12.10 Теория и методология онтолингвистики на современном этапе ее развития (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель В. В. Казаковская)
В. М. Алпатов (Москва) Языковая рефлексия у детей
М. Д. Воейкова (Санкт-Петербург) Функции высказываний с компонентом давай в речи взрослых и детей
М. А. Кронгауз (Москва) Разговор с ребенком: языковые средства и коммуникативные стратегии
С. Н. Цейтлин (Санкт-Петербург) К вопросу о лексико-морфологической координации на разных этапах освоения языка ребенком
12.10–12.30 кофе-брейк
12.30–13.50 Теория и методология онтолингвистики на современном этапе ее развития (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель М. Д. Воейкова)
Е. Ю. Протасова, М. Мяки (Хельсинки), Н. Родина (Москва) Освоение русской падежной системы детьми-билингвами в Финляндии
В. В. Казаковская (Санкт-Петербург) Эпистемическая модальность в русской детской речи (опыт корпусного анализа)
М. Б. Елисеева (Санкт-Петербург) Первые прилагательные и наречия в речи русскоязычных детей в сопоставлении с корпусом CLEX
Ю. П. Князев (Санкт-Петербург) Прилагательные цвета в ранней детской речи
13.50–14.50 обед
14.50–16.30 Симпозиум «Естественнонаучные методы исследования в лингвистике» (Библиотека словарного отдела, 301; председатель А.Н. Корнев)
А. Н. Корнев, С. Р. Оганов (Санкт-Петербург) Окуломоторное поведение при чтении
Н. В. Шемякина, Ж. В. Нагорнова (Санкт-Петербург) ЭЭГ и связанные с событиями потенциалы мозга как показатели когнитивных механизмов языка
Е. И. Гальперина (Санкт-Петербург) Функциональное МРТ при исследовании церебральных механизмов речи
В. В. Новиков (Санкт-Петербург) Функциональное МРТ, как метод изучения церебральных механизмов
И. Балчуниене (Каунас, Литва) Естественнонаучные методы в корпусных исследованиях детской речи
14.50–16.30 Особенности коммуникации на ранних этапах усвоения языка ребенком (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель В. В. Казаковская)
Е. И. Исенина (Иваново) Влияние экологии семьи в трудной жизненной ситуации на общение матери со своим ребенком младенческого и раннего возраста
С. М. Евграфова (Москва) Мышление, коммуникация, речь: начало начал
М. А. Еливанова (Санкт-Петербург) Эмоции как компонент когнитивного развития, их роль в речевом развитии ребенка: некоторые наблюдения
Т. В. Кузьмина (Санкт-Петербург) Особенности коммуникативного поведения ребенка первого года жизни
Т. А. Ушакова (Иваново) Речь и коммуникация годовалого ребенка в период преодоления депривационного синдрома
16.30–16.45 кофе-брейк
16.45–18.15 круглый стол «Зачем лингвисты изучают детскую речь?» (Конференц- зал, 4-й этаж; председатель С. Н. Цейтлин).
Почему мы возвращаемся к этому вопросу? Казалось бы, блестяще на него уже ответил А. Н. Гвоздев в своей статье «Значение изучения детского языкознания» еще в 1928 году. В самом деле, на факты детской речи опирались в своих исследованиях почти все великие лингвисты прошлого: В. А. Богородицкий, Н. В. Крушевский, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба, А. А. Реформатский, С. Д. Кацнельсон. Список можно продолжать до бесконечности. Анализ самой последовательности освоения ребенком тех или иных языковых единиц и категорий, ошибки, которые он совершает в выборе и конструировании языковых единиц, — все это помогает нам увидеть язык в новом, иногда неожиданном свете.
В обсуждении этих и других смежных проблем предполагают принять участие
М. А. Кронгауз Взрослые vs дети: кто формирует язык?
Ю. П. Князев От первого класса до...: переход от онтолингвистики к просто лингвистике
С. Н. Цейтлин Системная и эмпирическая продуктивность: взгляд с позиции онтолингвистики
Г. Р. Доброва Зачем лингвисты изучают детскую речь: роль детской речи в изучении шифтеров
О. Б. Сизова Лонгитюд вместо диахронии: речевой онтогенез как модель диахронических изменений языка
Т. В. Кузьмина Освоение ребенком правил письма: путь от ЛФШ к МФШ?
Т. А. Круглякова Тема будет объявлена дополнительно
В. Н. Карпухина Детская речь в текстах художественной литературы: когнитивно-прагматический аспект
19 мая
10.00–11.20 Детский билингвизм (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель Я. Э. Ахапкина)
А. К. Арзуманян (Саратов) Частный случай развития детского трехъязычия в доминантной русскоязычной среде
Е. А. Жеймо (Варшава, Польша) К вопросу о межъязыковой интерференции в условиях близкородственных славянских языков (на примере польско–русских контактов при употреблении глаголов)
Скайп-доклады
Н. Н. Колодина (Вашингтон, США) Восприятие иноязычными детьми языковых игр
Т. В. Тимошина (Воронеж) Псевдоэтимология в детской речи как разновидность индивидуального словоупотребления
10.00–11.20 Освоение лексикона (Библиотека словарного отдела, 301; председатель К. А. Иванова)
М. Л. Кусова (Екатеринбург) Словарные дефиниции в детской речи
С. В. Плотникова (Екатеринбург) Идентификация слова в речи младших школьников
А. П. Сдобнова (Саратов) К вопросу о периферийной зоне лексикона в позднем онтогенезе
В. Попова (Шумен, Болгария) Лексическая концептуализация категории время в языке болгарского ребенка
11.20–11.40 кофе-брейк
11.40–13.00 Детский билингвизм (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель В. В. Казаковская)
Е. В. Хачатурян (Осло, Норвегия) Усвоение глагольной системы ребенком-трилингвом в первые годы жизни
А. Шаяхмет (Алматы, Казахстан) Переключение и смешение языковых кодов в устной речи двуязычных казахских детей
В. В. Казаковская (Санкт-Петербург), Е. В. Хачатурян (Осло, Норвегия) Коммуникативные стратегии взрослых в диалоге с моно- и плюрилингвальными детьми
М. С. Юрова (Санкт-Петербург) Коммуникативное поведение иноязычных детей, слабо владеющих русским языком
11.40–13.20 Исследования речевого инпута (Библиотека словарного отдела, 301; председатель Т. В. Кузьмина, Е. А. Офицерова)
О. В. Астафьева (Санкт-Петербург) Метафора в детской поэзии
В. С. Зубарева (Санкт-Петербург) Азбука как учебник природоведения: опыт прочтения
В. Н. Карпухина (Барнаул) Расширение коммуникативной аудитории детских текстов: интертекстуальность современной детской литературы
Е. А. Офицерова (Санкт-Петербург) Чужой текст в речи ребенка 2,5–3-х лет (по данным дневника)
С. Е. Токмакова (Воронеж) Аксиологическая и эмоциональная направленность русской литературной сказки
13.20–14.20 обед
14.20–16.00 Формирование морфологического компонента языковой системы. Усвоение семантических категорий в онтогенезе (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель М. Д. Воейкова)
О. Б. Сизова (Санкт-Петербург) Стратегии освоения языка: к вопросу о критериях дифференциации
А. Ф. Абдуллина (Санкт-Петербург) Безглагольные побудительные высказывания в речи ребёнка раннего возраста
Я. Э. Ахапкина (Москва) Иметь (но не быть): посессивные конструкции в письменных текстах неискушенных носителей русского язык
Г. Р. Доброва (Санкт-Петербург) О построении ребенком врëменной окказиональной системы глагольных форм
И. В. Яковлева (Ульяновск) Усвоение детьми системы предлогов русского языка
14.20–16.00 Исследования речевого инпута (Библиотека словарного отдела, 301; председатель М. Б. Елисеева, С. О. Куприянова)
И. С. Веселова, Л. Ф. Матвиевская (Санкт-Петербург) Колористика для детей: освоение когнитивных навыков цветоразличения в деревенской культуре
В. Прокофьева (Санкт-Петербург) Стратегии коммуникативного поведения матери в семье с низким социально-экономическим статусом
С. О. Куприянова (Санкт-Петербург) Номинации коммуникативного адресата в колыбельных песнях
О. В. Мурашова, С. А. Соловьева (Череповец) Коммуникативные компетенции школьников и виртуальная коммуникация
Скайп-доклад
А. Р. Попова (Орел) Формирование системы сравнений разных типов в речи ребёнка раннего возраста
16.00–16.20 кофе-брейк
16.20–18.00 Становление коммуникативной и текстовой компетенции ребенка (Библиотека словарного отдела, 301; председатель Т. И. Петрова, С. В. Краснощекова)
А. А. Осипова (Владивосток) Манипулирование в детской речи: защита или нападение?
М. С. Костюхина (Санкт-Петербург) Дети рассказывают сказки. К проблеме усвоения языка и алгоритма сказочного текста сельскими школьниками
П. М. Эйсмонт (Санкт-Петербург) Развитие навыков построения связного монологического текста в возрасте от 4 до 7 лет
А. В. Павлов, О. В. Федорова (Москва) «Фильм о грушах» У. Чейфа в пересказах детей с расстройствами аутистического спектра: результаты психолингвистического исследования
16.20–18.00 Речь ребенка со специфическим речевым развитием (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель О. Б. Сизова)
В. В. Казаковская, О. Б. Сизова (Санкт-Петербург) Сложные слова в онтогенезе и дизонтогенезе: корпусные и экспериментальные исследования
Т. А. Бочкарева, Л. А. Песчанская (Саратов) Особенности сформированности системы словоизменения у детей старшего дошкольного возраста (билингвов и монолингвов) с ОНР III уровня
И. В. Крылова (Санкт-Петербург) Состояние речевой функции у детей с агнозией
Н. В. Павлова (Саратов) Морфологические и словообразовательные особенности номинаций с качественным значением (на примере речи школьников в норме и с интеллектуальной недостаточностью)
20 мая
10.00–11.20 Освоение звуковой стороны языка. Освоение письменной формы речи (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель А. Н. Корнев)
Е. Ф. Киров (Москва) Принципы формирования письменной компетенции у детей
Н. А. Ежкова (Санкт-Петербург) Диагностика и совершенствование фонетического компонента языковой системы у дошкольников с ОНР с использованием аппаратных методов (ИЛИ В ОНР)
А. Н. Корнев, С. Р. Оганов (Санкт-Петербург) Стратегии анализа текста при чтении: влияние типа задачи и уровня навыка чтения
Л. С. Сильченкова (Москва) Овладение старшими дошкольниками предметным действием чтения на полной ориентировочной основе
10.00–11.40 Формирование морфологического компонента языковой системы. Усвоение семантических категорий в онтогенезе (Библиотека словарного отдела, 301; председатель М. Д Воейкова, К. А. Иванова)
С. В. Краснощекова (Санкт-Петербург) Ранние этапы освоения анафорического механизма и предпосылки к развитию анафоры
К. А. Иванова (Санкт-Петербург) Высказывания с частицей давай в одной детско-родительской диаде: исследование случая
Е. Н. Бекасова (Оренбург) Динамика появления и использования протослов в идиолекте ребенка
Е. В. Галкина (Санкт-Петербург) Освоение маркирования одушевленности–неодушевленности русскоязычным ребенком раннего возраста
Т. А. Круглякова (Санкт-Петербург) Слово- и формообразовательные инновации в идиолекте трехлетнего ребенка (по данным лонгитюдного видеонаблюдения)
11.40–12.00 кофе-брейк
12.00–13.40 Теория и методология онтолингвистики на современном этапе ее развития (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель С. Н. Цейтлин)
Т. А. Гридина (Екатеринбург) Экспериментальный ресурс диагностики и тренинга вербальной креативности
В. Попова, Д. Попов (Шумен, Болгария) "Наивная" стилистика детской речи
Т. А. Слабодкина, О. В. Федорова (Москва) Моделирование диалога подростками: стратегии описания объектов действительности
Н. Г. Мальцева (Саратов) Онтолингвистика и SLA: вопросы взаимодействия
Т. И. Петрова (Владивосток) Позиционные роли в коммуникативно-речевой деятельности ребенка
13.40–14.30 подведение итогов конференции (Конференц-зал, 4-й этаж)

Регламент 15 минут выступление + 5 минут вопросы.

Заседания проходят в Институте лингвистических исследований по адресу Тучков пер., д. 9

 
    ©2002-2015 ИЛИ РАН;
199053, Санкт-Петербург, Тучков пер., 9, (812) 328-16-12