ИЛИ РАН Институт лингвистических исследований РАН
на главную конференции отделы материалы ссылки
диссертационный
совет
образование personalia публикации журналы
научные проекты библиотека история библиография вакансии
in english

выбор кодировки:
koi8-r
utf-8

 
Saint-Petersburg Scientific Center
Institute for Linguistic Studies, Russian Academy of Sciences, Saint-Petersburg
Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences, Moscow
Saint-Petersburg State University
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg

Санкт-Петербургский научный центр
Институт лингвистических исследований РАН
Институт языкознания РАН
Санкт-Петербургский государственный университет
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена



ДЕТСКАЯ РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа Международной научной конференции

(Санкт-Петербург, 31 мая  --- 2 июня 2004 г.)

CHILD LANGUAGE AS THE OBJECT OF LINGUISTIC RESEARCHES

Program of International Scientific Conference

(Saint-Petersburg, 31 May---2 June 2004)

31 мая 2004 г., понедельник
Санкт-Петербургский государственный университет.
Филологический факультет
(Университетская наб., 11)
Регистрация участников: 10.00--10.45.
Открытие конференции.

Утреннее пленарное заседание

(председатель --- И.Г.Овчинникова).
Начало в 11.00.
Т.В.Черниговская. "Language acquisition device": где оно?
В.У.Дресслер. How Does a Child Discover Morphology?
С.Н.Цейтлин. С.Д.Кацнельсон как исследователь детской речи.
У.Штефани. Tense, Aspect, and Mood in Early Child-Greek Utterance-Level Constructions, a Usage-Based Approach.
Т.И.Зубкова. О двух тенденциях речевого онтогенеза и разных стратегиях построения вербального текста.
И.Г.Овчинникова. Индивидуальная вариативность построения дискурса.
В.Б.Касевич, А.В.Смирнова, Е.В.Ягунова. Перцептивный словарь взрослых и детей.
перерыв: 14.30--15.30

Вечернее пленарное заседание


(председатель --- С.Н.Цейтлин).
Начало в 15.30.
К.Саппок. Детская речь как предмет социолингвистики.
Е.И.Исенина, Т.В.Барановская. Влияние структуры и динамики развития базовых качеств матери на речевое развитие младенца.
К.Ф.Седов. Ретроспективный подход к исследованию речевого онтогенеза.
Т.А.Гридина. Мотивационная рефлексия как вид метаязыковой деятельности ребенка.
Г.Н.Чиршева. Отношение к детскому билингвизму.
Ю.В.Николаева. Когнитивная гибкость двуязычных детей.
Л.А.Пиотровская. Становление сложных знаков в онтогенезе.
перерыв: 18.30--19.00

Круглый стол.


Современные методы
исследования детской речи
(М.Д.Воейкова, М.Б.Елисеева, Н.В.Гагарина, Е.В.Ягунова, Г.Р.Доброва).
Начало в 19.00.
1 июня 2004 г., вторник
Институт лингвистических исследований РАН
(Тучков пер., 9)

Секция 1.


Усвоение звуковой стороны речи.
Чтение и письмо
(руководители --- Г.М.Богомазов, В.Б.Гулида).
Начало в 10.00.
Г.М.Богомазов. Фонология говорящего и фонология слушающего.
В.Б.Гулида. Социо-фонетические особенности речи ребенка-билингва.
А.И.Лысенко. Формирование фонемной структуры слова в детской речи.
З.В.Любимова, Н.Ю.Чулкова, Т.А.Тарновская, С.П.Доброшевская, Е.В.Еленцева, Э.Х.Мидаева. Гетерохронное становление звуков речи в процессе развития ребенка.
А.Д.Громова. Воздействие индивидуальных особенностей речи матери на развитие речи ребенка (на примере ротацизма).
И.В.Королева. Роль морфемы в визуальном распознавании слова.
Н.П.Павлова. Выбор детьми-дошкольниками ориентиров в ходе письма.
Т.В.Кузьмина. Иерархия правил русского письма и детские графические девиации.
Н.Д.Голев, Е.А.Аввакумова. Освоение морфематического принципа русской орфографии (к типологии орфографической способности детей).
Е.И.Грехова. Письмо Деду Морозу (предпосылки, мотивация и реализация письменной формы речевой деятельности у ребенка 5 лет).

Секция 2.

Детский дискурс
(руководители  --- В.В.Казаковская, А.А.Петрова).
Начало в 10.00.
А.А.Петрова. К вопросу о когнитивных лингвистических моделях в детской речи.
В.В.Казаковская. К проблеме семантической классификации вопросо-ответных единств в диалоге "взрослый  --- ребенок".
Н.А.Лемяскина. Об изучении динамики развития коммуникативного сознания младшего школьника.
Е.Е.Ляксо. Вокальная имитация в диаде "мать  --- ребенок".
А.Н.Корнев. Прагматические аспекты речевых имитаций у детей четвертого года жизни (доклад сопровождается демонстрацией видеоматериалов).
А.Н.Корнев, В.В.Люблинская, Э.И.Столярова. Сравнительный анализ экспериментальных процедур организации интерактивного диалога между детьми (доклад сопровождается демонстрацией видеоматериалов).
перерыв: 13.00--14.00

Секция 3.

Детская грамматика
(руководители  --- М.Д.Воейкова, Н.К.Онипенко).
Начало в 14.00.
Н.К.Онипенко. О возможностях применения идей коммуникативной грамматики в онтолингвистике.
М.Д.Воейкова. Системно-грамматические функции диминутивов в усвоении русского языка ребенком.
Д.Кебзак-Мандера. Analyzing Child Language Data Coming from Different Sources: a Paper Inspired by M.Tomasello's 2004 Work.
Д.Биттнер, Н.В.Гагарина. Видовая интерпретация ранних глагольных форм в немецком и русском языках.
М.А.Еливанова. Общие пространственные отношения и их отражение в речи дошкольников.
Дж. Хаберхауер. Семантическая классификация глаголов в русской детской речи.
Е.Л.Бровко. Начальные этапы формирования конструкций с компонентом N5 при переходных глаголах.

Секция 4.

Онтогенез лексических единиц
(руководители  --- Г.Р.Доброва, Т.В.Попова).
Начало в 14.00.
Г.Р.Доброва. Эгоцентричность прономинальной и "пара-прономинальной" лексики (сравнительный анализ онтогенеза личных местоимений и терминов родства).
Т.В.Попова. Школа глазами современного ребенка (по данным ассоциативного эксперимента).
Г.А.Жуковская. Структура ассоциативных полей учащихся разного возраста.
А.Д.Палкин. Восприятие слова "человек" младшими подростками.
Е.В.Селедкина. Освоение лексического значения глагола "идти" ребенком до 3 лет.
М.Краузе. Модальные маркеры в речи детей: становление функций и системы.
Е.А.Офицерова. Модальный оператор "нельзя" в активном и пассивном лексиконе ребенка.
В.М.Швец. Усвоение ребенком эпистемической модальности.
Н.Г.Мальцева. Модальные слова в детской речи (на материале русского и английского языков).
перерыв: 17.00--17.30

Секция 5.

Стендовые доклады.
Начало в 17.30.
О.В.Федорова. Становление коммуникативных навыков ребенка (анализ детских ответов на общие и частные вопросы).
А.Н.Судобина. Усвоение детьми дискурсивного маркера же.
Е.О.Бухарова, А.Н.Иванова. Определение референциального статуса собеседника детьми до трех лет.
Е.А.Косых. Вопрос как игра и способ накопления словарного запаса (на примере детей 2--9 лет).
И.Г.Маланчук. Развитие диалогических форм речи ребенка на первом году жизни.
О.А.Романова. Связь манипуляции и динамики речевого развития детей первого года жизни.
Н.Н.Николаенко, Е.А.Вершинина. Понимание метафор и идиом у здоровых детей и больных аутизмом.
М.Н.Едакова. Диагностика языкового развития учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.
М.А.Часовская. Употребление многозначных слов детьми в возрасте 3.06--4 лет.
2 июня 2004 г., среда
Институт лингвистических исследований РАН
(Тучков пер., 9)

Секция 4.

Онтогенез лексических единиц
(руководители --- Л.В.Балашова, Н.Г.Мальцева).
Начало в 10.00.
Л.В.Балашова. Концепт "детство" в метафорической системе языка.
М.А.Ященко. Особенности функционирования оценочных прилагательных в речи ребенка.
Н.И.Кулакова. Семантическая структура слова в онтогенезе (формирование семантических связей слова).
Е.И.Грищук. Особенности семантики абстрактных лексем в языковом сознании старшего школьника.
О.Г.Сударева. Особенности употребления темпорального кластера "вчера  --- сегодня  --- завтра" в дошкольном детстве.
Н.В.Глущевская. Функции метафоры в речи дошкольника.
Е.П.Черногрудова. К вопросу о понимании пословиц детьми младшего школьного возраста.
Ж.В.Савчук. Текстообразующие потенции вербальных ассоциативных структур.

Секция 6.

Билингвизм.
Метаязыковая деятельность
(руководители  --- М.Б.Елисеева, Е.Ю.Протасова).
Начало в 10.00.
А.К.Шаяхметова. О соотношении языков в детском двуязычии.
Л.А.Месеняшина. Родной, чужой, письменный...
С.Миеттинен, Е.Протасова. Совместное воспитание детей с разными родными языками.
Н.Рингблом. Типичные ошибки русско-шведских двуязычных детей.
Е.Дизер. Освоение категории рода в рамках детского трехъязычия.
М.Б.Елисеева, О.Наумова. Языковые самоисправления ребенка и исправления взрослым речи ребенка.
Е.А.Панова. Особенности восприятия учителями речи учеников начальной школы (на материале социолингвистических экспериментов).
перерыв: 13.00--14.00

Секция 2.

Детский дискурс
(руководители --- Т.В.Базжина, Н.А.Лемяскина).
Начало в 14.00.
Т.В.Базжина, О.Е.Громова. Детские монологи: провокация экспериментатора или реальная языковая практика?
В.В.Дементьев. Прямая и непрямая коммуникация в онтогенезе.
Е.А.Костылева. Особенности восприятия алексического текста.
К.В.Гарганеева. Цитата в речи ребенка и становление коммуникативных навыков на ранних этапах речевого онтогенеза.
Т.А.Круглякова. Роль ритмических структур в восприятии стихотворного текста дошкольниками.

Секция 3.

Детская грамматика
(руководители  --- Н.В.Гагарина, Ю.П.Князев).
Начало в 14.00.
Ю.П.Князев. Некоторые синтаксические особенности раннего детского письменного нарратива.
М.Ф.Рукк. Глубина предложений детских письменных текстов: на материале русского языка.
К.Кирш. Вставное употребление глагола "делать" в речи русских детей.
В.А.Еливанова. Отрицание на этапе двухкомпонентных высказываний.
Н.В.Пятницкая. Усвоение детьми дошкольного возраста родительного падежа.
О.Б.Сизова. Особенности выбора падежных флексий атрибутивных словосочетаний в речи дошкольников.
перерыв: 16.00--16.30

Научно-практический семинар

"Лингвистика детской речи как учебная дисциплина в европейском образовательном пространстве". Обсуждение итогов конференции.
Начало в 17.00.

Конференция проводится при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект N 04-04-14034г.).
 
    ©2002-2015 ИЛИ РАН;
199053, Санкт-Петербург, Тучков пер., 9, (812) 328-16-12