ИЛИ РАН Институт лингвистических исследований РАН
на главную конференции отделы материалы ссылки
диссертационный
совет
образование personalia публикации журналы
научные проекты библиотека история библиография вакансии
in english

выбор кодировки:
koi8-r
utf-8

 
  С.Д.Кацнельсон. Категории языка и мышления

Кацнельсон С. Д. Категории языка и мышления: Из научного наследия / Отв. ред. Л.Ю. Брауде. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 864 с., ил. - (Классики отечественной филологии). ISBN 5-94457-00901.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонад (РГНФ), проект N 00-04-16052.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

А.В. Бондарко. О научном наследии С.Д.Кацнельсона [9]

 

I. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

1. Главы из незавершенной монографии "Развитие речевого мышления" [23]

Глава I. О задачах типологии языка и речевого мышления [23]

Глава II. Проблемы метода [119]

Глава III. Мыслительные основы синтаксиса [182]

2. Материалы к задуманной книге "Мыслительные категории и их естественная формализация в структуре языка" (фрагменты и наброски) [239]

Предмет и метод [239]

Психология и проблемы мышления [276]

К вопросу о развитии мышления [332]

О происхождении эргативной конструкции [348]

Уровни отношений [350]

Случаи недоусвоения в речи ребенка на стадии комплексов [352]

Механизм партиципации [368]

Первобытный полисемантизм и комплексное мышление [368]

Данные шизофрении [371]

К первой главе монографии "Развитие речевого мышления" [373]

Ребенок - синкреты [375]

Событие и речевая ситуация [382]

Об основных закономерностях развития речевого мышления [392]

Денотат, сигнификат, референт [393]

Субъект, объект и т.д. [395]

К проблеме значения "Арбузик" [397]

Категории [399]

Развитие языка и речевого мышления [404]

Глагольные значения [418]

Виды совершенный и несовершенный [422]

<Категории мышления> [449]

Пропозиция и "положение дел" [458]

Против тезиса об изоморфике планов формы [468]

Сознание и мышление [470]

Об основных функциях языка [471]

Экстенсия и интенсия [472]

К теории предиката [476]

О роли знака в системе "язык - сознание" [479]

Сознание, мышление и так называемые "познавательные способности" (мысли в связи с книгой Я.А. Пономарева "Знания, мышление и умственное развитие" [486]

Ситуация и "положение дел" [491]

Об интенсионале и пр. [493]

К проблеме стадиальности (уровней развития) мышления [495]

Понятие и ноэма [498]

К проблеме категорий речевого (повседневного) мышления [499]

О происхождении языка (I) [510]

О происхождении языка (II) [515]

О первословах [518]

Слово и чувственное познание предмета [525]

К проблеме стадиальности [527]

О словах-синкретах [537]

Событие [540]

<Экспликант и экспликандум> [541]

<Понятие-значение> [543]

<Диалектика предмета и его признаков> [544]

<О стадиях формирования первобытно-образного мышления> [546]

 

II. КАТЕГОРИИ ГРАММАТИКИ

1. Грамматические значения и формы [551]

   Введение в грамматику: (Основы грамматического строя) [551]

   О типах современной грамматики [553]

        1) Противоположение грамматики универсальной и идиолектной (характерологической) [555]

        2) Противоположение логической и психологической грамматики [556]

        3) Противоположение сравнительно-исторической и школьной (статической, синхронической) грамматики [557]

        4) Противопоставление формальной и содержательной грамматики [557]

   К определению грамматики [557]

   К понятию о "местах" при глаголе [564]

   К классификации грамматических категорий [564]

   О грамматических категориях [566]

   О залогах [568]

   Об отношении глагола к категории лиц [569]

   Роль промежуточных членов (разрядов) при образовании морфологических категорий [570]

   О естественном формализме языка и естественных способах его преодоления средствами самого языка [572]

   О переходности как формализованной категории [581]

   К "Теоретическим основам грамматики" [585]

   Грамматическое и вещественное значение [586]

   Лексико-грамматические разряды [591]

   К классификации глагольных и лексико-грамматических разрядов [592]

   О лексико-грамматических разрядах [594]

   Глаголы состояния, перфект и перфектное словообразование [595]

   К членению предельных и непредельных глаголов [596]

   К классификации предельных глаголов [598]

   К вопросу об объективных основаниях видовременных отношений [598]

   Заметки о русском виде [601]

   К вопросу о видах [605]

   Относятся ли предложения к системе языка? [609]

   Знак ли предложение? [615]

   Обстоятельство и дополнение [617]

   Дополнение и обстоятельство [624]

   Смысл и выводное знание [637]

    Об образовании элементарных понятий в уме [627]

2. О генеративной грамматике Н. Хомского [629]

   К методологическим основаниям генеративной грамматики [629]

   Заметки о "Синтаксических структурах" Н. Хомского [633]

   К критике Н. Хомского [638]

    К критике порождающей грамматики [641]

   О структуре языка [655]

   Хомский и таксономическая теория языка [659]

   О понятии "компетенция" у Хомского [663]

   Слепой синтаксис и слепая лексика (из беседы с Ю.С. Масловым) [668]

   Генеративная грамматика и теория врожденных идей (тезисы доклада) [671]

   Генеративная грамматика и теория врожденных идей (тезисы доклада) [678]

   Об истоках нативистической концепции Хомского [682]

 

III. ПРИЛОЖЕНИЯ: ПУБЛИКАЦИИ В ПЕЧАТИ 1980-1990 гг.

К истории лингвистических учений [699]

Концепция лингвистической типологии Адама Смита [703]

Лингвистическая типология [713]

История типологических учений [757]

Заметки по словообразованию и синтаксису немецких глаголов движения [815]

 

Список опубликованных научных трудов проф. С.Д. Кацнельсона [837]

Именной указатель [846]

Список иллюстраций [852]

 
    ©2002-2017 ИЛИ РАН;
199053, Санкт-Петербург, Тучков пер., 9, (812) 328-16-12