ИЛИ РАН Институт лингвистических исследований РАН
на главную конференции отделы материалы ссылки
диссертационный
совет
образование personalia публикации журналы
научные проекты библиотека история библиография вакансии
in english

выбор кодировки:
koi8-r
utf-8

 
 

Стелла Наумовна Цейтлин родилась в Москве 23 февраля 1938 года. В 1955 – 1960 гг. училась в МГПИ им. В. И. Ленина. За годы учебы у нее сформировался стойкий интерес к языкознанию. После окончания института несколько лет преподавала литературу, русский язык и английский язык сначала в школах Москвы, а потом Ленинграда, куда переехала в связи с замужеством.

В 1968 – 1971 гг. училась в заочной аспирантуре ЛГПИ им. А. И. Герцена на кафедре русского языка (научный руководитель – Александр Владимирович Бондарко). Одновременно начала работать на кафедре ассистентом на условиях почасовой оплаты. В 1972 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Субстантивные предложения в современном русском языке и их темпоральная характеристика". В 1980 г. была принята ассистентом на вновь образованную кафедру русского языка для нефилологических специальностей: стала сначала штатным ассистентом, а с 1984 года - доцентом этой кафедры

В 1989 году С.Н. Цейтлин защитила докторскую диссертацию "Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка)". В 1991 году была избрана профессором кафедры русского языка для нефилологических специальностей.

С 1991 по 2011 г. возглавляла кафедру детской речи РГПУ им.А.И.Герцена.

С 1993 года С.Н. Цейтлин заведует также лабораторией детской речи, при которой создан обширный Фонд данных детской речи (собрание записей спонтанной речи, родительских дневников, видео- и аудиозаписей). С того же времени руководит Всероссийским постоянно действующим семинаром по онтолингвистике (лингвистике детской речи), который после образования Петербургского лингвистического общества стал одной из его секций.

В течение многих лет С.Н. Цейтлин читает базовые лекционные курсы по онтолингвистике и серию спецкурсов в РГПУ им.А.И.Герцена. В течение семи лет читала также спецкурс по онтолингвистике на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Под руководством С.Н. Цейтлин разработана программа курса детской речи, которая используется в настоящее время во многих университетах России.

Более 250 научных работ опубликовано в отечественной и зарубежной печати, в том числе книги "Речевые ошибки и их предупреждение" (М, Просвещение,1982), "Язык и ребенок: лингвистика детской речи".,М., Владос, 2000; "Словарь детских словообразовательных инноваций" (Munchen. Verl.Otto Sagner. 2001), а также монография, изданная при поддержке РГНФ, "Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи" (М., Знак, 2009). Рецензии на монографию здесь. Принимала участие в коллективных монографиях по проблемам функциональной грамматики, издаваемых в Институте лингвистических исследований РАН. Перечень публикаций за последние 10 лет здесь.

Являлась научным руководителем в 12 научно-исследовательских проектах, получивших финансовую поддержку РГНФ и РФФИ, а также Минобразования. Перечень поддержанных проектов здесь.

С.Н. Цейтлин – член 3 диссертационных советов , член Ученого совета Института лингвистических исследований РАН, член редакционной коллегии журнала "Русский язык в школе", журнала ,издаваемого в Риге, а также издаваемого на Украине.

Была организатором большого числа конференций, некоторые из которых проводились совместно с Институтом лингвистических исследований. Неоднократно выступала на симпозиумах, конгрессах и конференциях, проводимых за рубежом (1990 – Будапешт, 1993 и 1994 - Краков, 1996 – Стамбул, 1997 – Вена, 2000 - Кан, 2000 - Турку, 2001 – Ольденбург, 2001 – Берлин, 2003 – Нью-Йорк, 2005 – Берлин).

Несколько раз в качестве приглашенного лектора принимала участие в работе зарубежных университетов (Ольденбург, Нью-Йорк, Берлин, Тарту).

В течение 6 лет, являясь членом Международной ассоциации исследователей детской речи (IASCL), входила в исполнительный комитет данной организации, являясь координатором исследований от России. Принимала участие в двух международных научных проектах, посвященных усвоению детьми грамматики родного языка.

С 1999 года С.Н. совмещает работу в РГПУ с работой в Институте лингвистических исследований (ИЛИ РАН), являясь ведущим научным сотрудником Отдела теории грамматики. Была научным руководителем темы "Функциональные исследования детской речи", руководит работой аспирантов отдела.

Под руководством С.Н.Цейтлин защищено 13 кандидатских диссертаций.

С.Н. Цейтлин награждена Почетной грамотой Министерства РФ, медалью "В память 300-летия Петербурга", а также Знаком Почета РГПУ им. А.И. Герцена.

Рецензии на монографию С.Н. "Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи" см (1) "Русский язык в школе" (Рецензия Е.В.Огольцевой, №5, 2010) ;(2) "Известия РАН. Серия литературы и языка, рецензия Е.С.Скобликовой, №6 ,2010 )

Кандидатские диссертации, написанные под руководством С. Н. Цейтлин

1993

  • Кашина Л. А. Совершенствование коммуникативной деятельности школьников при репродуцировании текста

1999

  • Ященко М. А. Качественные имена прилагательные в детской речи: лексико- семантический аспект

2000

  • Мурашова О. В. Онтогенез субстантивных синтаксем.
  • Павлова Н. П. Способы передачи звучащей речи на письме детьми- дошкольниками (лингвистический механизм)

2004

  • Еливанова М. А. Формирование категории локативности в языковой системе детей дошкольного возраста
  • Еливанова В. А. Двукомпонентные высказывания как этап становления грамматической системы языка ребенка раннего возраста
  • Глущевская Н. В. Полисемантичное слово в речи ребенка дошкольного возраст.

2005

  • Кузьмина Т. В. Функциональный анализ фонемно-графемных соответствий письменной речи детей (на материале согласных)

2006

  • Офицерова Е. А. Выражение модальных значений возможности и необходимости в русской детской речи
  • Круглякова Т. А. Модификация стихотворного текста в речевой деятельности ребенка 3-5 лет

2007

  • Швец В. М. Освоение ребенком категории эпистемической модальности
  • Ионова Н. В. Семантические функции падежных форм и предложно- падежных конструкций имени существительного в речи детей дошкольного возраста

2009

  • Сизова О. Б. Порождение именных форм в речи детей дошкольного возраста: взаимодействие синтагматического и парадигнматического аспекта.
 
    ©2002-2015 ИЛИ РАН;
199053, Санкт-Петербург, Тучков пер., 9, (812) 328-16-12