ИЛИ РАН Институт лингвистических исследований РАН
на главную конференции отделы материалы ссылки
диссертационный
совет
образование personalia публикации журналы
научные проекты библиотека история библиография вакансии
in english

выбор кодировки:
koi8-r
utf-8

  Виктория Виладиевна Казаковская

В. В. Казаковская Виктория Виладиевна Казаковская – специалист в области функциональной грамматики, теории диалога и речевого онтогенеза.
Доктор филологических наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник отдела теории грамматики Института лингвистических исследований РАН, зам. председателя диссертационного совета Д 002.055.01 при ИЛИ РАН (http://iling.spb.ru/dissovet/index.html), член ученого совета ИЛИ РАН. Эксперт РАН.
Член Петербургской школы функциональной грамматики, Международной ассоциации изучения детской речи (IASCL), Европейского лингвистического общества (SLE), Международной ассоциации прикладной психолингвистики (ISAP), Международной ассоциации по развитию исследований в области балтистики (AABS), Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований (МАКИ), Петербургского лингвистического общества (ПЛО). Постоянный участник кросс-лингвистического семинара «Pre- and Protomorphology in Language Acquisition» (Австрийская АН, http://www.oeaw.ac.at/ling/preproto.html).

Основные научные интересы: функциональная грамматика; усвоение языка и когнитивное развитие; становление компонентов коммуникативной компетенции; речь взрослого, обращенная к ребенку (инпут); онтогенез диалогической речи; освоение семантических и грамматических категорий; грамматика и прагматика диалога, контрастивное исследование детской речи и инпута, «theory of mind». На материале лонгитюдных наблюдений – родительских дневников и расшифрованных записей спонтанных диалогов «взрослый – ребенок» (CHILDES) – изучает лингвистические и психологические закономерности становления диалогической компетенции детей раннего возраста. Представила опыт функционально-семантической типологии вопросо-ответных единств в онтогенетической перспективе. Исследует прагматическую роль инициативных и реактивных реплик (reformulations) взрослого в языковом и когнитивном развитии ребенка. Изучает социальные факторы и когнитивные предпосылки формирования коммуникативной компетенции. Рассматривает эволюцию коммуникативных неудач в диалоге «взрослый – ребенок». Анализирует первые проявления знаний об элементарных типах ментальных состояний, отражающих процесс становления "модели ментальности" (theory of mind) и усвоения средств языкового выражения модусной (и в том числе эвиденциальной) семантики. Совместно с коллегами из университета Витаутаса Великого (Литва), Института эстонского языка и культуры Таллиннского университета (Эстония), университетов Осло (Норвегия) и Хельсинки (Финляндия) проводит контрастивное исследование инпута на материале корпусных данных индоевропейских и финно-угорских языков.

Автор и соавтор более 160 научных работ на русском, английском и литовском языках (список работ по разделам). Выступала с докладами и лекциями в университетах и научных центрах Австрии, Венгрии, Германии, Италии, Канады, Латвии, Литвы, США, Финляндии, Франции, Швеции, Эстонии.

  • 2006 — докторская диссертация «Вопросо-ответные единства в диалоге “взрослый – ребенок”» (10.02.01 – русский язык, http://iling.spb.ru/dissovet/old-abstracts.html)
  • 1996 — кандидатская диссертация «Способы выражения авторства в структуре предложения» (10.02.01 – русский язык)

  • 2002–… Институт лингвистических исследований РАН, ведущий научный сотрудник отдела теории грамматики, до 2005 г. – ученый секретарь отдела; с 2005 г. по 2016 г. — ученый секретарь диссертационного совета при ИЛИ РАН
  • 2010 Венский университет языкознания (ААН), приглашенный профессор
  • 2004–2008 Санкт-Петербургский государственный университет, профессор кафедры повышения квалификации по филологии и лингвострановедению (ЦППК ФЛ)
  • 1997–2004 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, доцент кафедры детской речи (http://ontolingva.ru/izdfno.htm), ученый секретарь кафедры и постоянно действующего семинара по онтолингвистике, руководитель СНО и научно-исследовательской группы «Диалог»
  • 1993–1996 Московский педагогический университет им. Н.К. Крупской, аспирант кафедры современного русского языка (научный руководитель – проф., акад. МАНПО П.А. Лекант)
  • 1992–1993 Московский педагогический университет им. Н.К. Крупской, стажер-исследователь кафедры современного русского языка (руководитель – проф., акад. МАНПО П.А. Лекант)
  • 1990–1992 Оренбургский государственный педагогический университет (ОГПИ им. В.П. Чкалова), ассистент кафедры русского языка

Профиль на ResearchGate (недавние публикации)

Основные публикации (до 2012 г.)

Монографии

  • Вопросо-ответные единства в диалоге «взрослый – ребенок» / Отв. ред. А.В. Бондарко, М.Д. Воейкова. – СПб.: Наука, 2006. – 456 с.
  • Вопрос и ответ в диалоге "взрослый – ребенок" (2-е изд., испр. и доп.) / Отв. ред. А.В. Бондарко, М.Д. Воейкова. – М.: URSS, 2011. – 464 c. Kazakovskaya V.V. Questions and Answers in "Adult – Child" Dialogue, http://www.urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=123130.

Разделы в коллективных монографиях

  • Классификация реплик взрослого в диалоге с ребенком // Проблемы функциональной грамматики: Естественная классификация / Отв. ред. А.В. Бондарко, В.В. Казаковская. – М.: Языки славянской культуры, 2013. — С. 402–430.
  • К вопросу об онтогенезе рамочных средств // Грамматика и текст. К юбилею Галины Александровны Золотовой / Отв. ред. Н.К. Онипенко. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С. 258-282.
  • Развитие коммуникативной компетенции ребенка (на материале русского языка) // От формы к значению, от значения к форме: Сборник статей в честь 80-летия А.В. Бондарко. – М.: ЗНАК, 2011. – С. 238-261.
  • Модусные вопросы (к проблеме избыточности) // Acta Linguistica Petropolitana: Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. 6. Ч. 2. Избыточность в грамматическом строе языка / Отв. ред. М.Д. Воейкова. – СПб.: Наука, 2010. – С. 225-242, http://iling.spb.ru/pdf/alp/alp_VI_2.pdf.
  • Функциональная категоризация вопросительных реплик в русском диалоге: анализ речи взрослого, обращенной к ребенку // Проблемы функциональной грамматики: Категоризация семантики / Отв. ред. А.В. Бондарко, С.А. Шубик. – СПб.: Наука, 2008, http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=article&id=901:2011-02-19-20-59-56&catid=17:2009-11-23-13-41-08&Itemid=17.
  • От протодиалога к диалогу: коммуникативная компетенция ребенка раннего возраста // Речь ребенка: Проблемы и решения / Отв. ред. Т.Н. Ушакова. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008, http://cogito-centre.com/page.php?al=16067, http://creativity.ipras.ru/texts/books/child_speech08/kazakovskaya_child_speech08.pdf.
  • Семантическая типология вопросо-ответных единств: ранние этапы речевого онтогенеза // Семантические категории в детской речи / Отв. ред. С.Н. Цейтлин. – СПб.: Нестор, 2007, http://iling.spb.ru/grammatikon/biblioteka.html.
  • Выражение согласия / несогласия в диалоге "взрослый – ребенок" (на материале русского языка) // Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры / Отв. ред. А.В. Бондарко, С.А. Шубик. – СПб.: Наука, 2005. – С. 376-424, http://iling.spb.ru/grammatikon/mater/contence_2005.html.

Статьи

  • Реактивные реплики взрослого и усвоение ребенком грамматики родного языка // Вопросы языкознания. – 2010. №3. – С. 3-29 http://www.russian.slavica.org/printout14478.html.
  • Вопросо-ответные единства в диалоге "взрослый – ребенок" // Вопросы языкознания. – 2004. №2. – С. 89-110 http://subscribe.ru/archive/linguistics.qlcv/200911/05103500.html.
  • Lithuanian and Russian child-directed speech: Why do we ask young children so many questions? // Estonian Papers in Applied Linguistics. – 2012 (with I. Balčiūnienė, in press).
  • Interrogatives in Russian and Lithuanian motherese: Do we communicate with our children in the same way? // Journal of Baltic Studies. – 2012. 43 (2). – P. 197-218 (with I. Balčiūnienė), http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/01629778.2012.674796.
  • Klausimų forma ir funkcijos lietuvių ir rusų vaikiškojoje kalboje // Kalbotyra. – 2011. 63 (3). – P. 9-25 (with I. Balčiūnienė, in Lithuanian).
  • Typology of adult's questions and development of children's communicative competence (based on the data of the Russian language corpus) // Darbai ir dienos. – 2010. Vol. 54 – P. 251-267, http://www.ceeol.com/aspx/issuedetails.aspx?issueid=f5261181-6eb9-46fd-b434-2c0dc05f9c0e&articleId=a5cc4f4a-2574-4fa7-a247-aa4d02d7c2e2.
  • The development of dialogue competence in children (Russian data corpus) // Ad verba līberorum. Linguistics & Pedagogy & Psychology. – 2010. 2 (1). – P. 21-36, http://www.rpiva.lv/pdf/AdVerbaLiberorum_2010.pdf.
  • Особенности речи взрослого, обращенной к ребенку: вопросительные реплики в русском и литовском языках // Исследования по славянским языкам. – 2011. 16 – 1. – С. 259-292, http://www.dbpia.co.kr/view/ar_view.asp?arid=1614279 (в соавторстве с I. Balčiūnienė).
  • Ранние этапы диалога "взрослый – ребенок" // Русское слово, высказывание, текст: рациональное, эмоциональное, экспрессивное: Сб. научных трудов, посвященный 75‑летию со дня рождения П.А. Леканта. – М.: Изд-во МГОУ, 2007.
  • Диалог "взрослый – ребенок": онтогенез интеррогативности // Электронный вестник Центра переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению. – 2006. Вып. 2, http://evcppk.ru/index2.php.
  • К функциональной классификации вопросов взрослого в диалоге с маленьким ребенком // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Русская филология. – 2006. №2. – С. 48-54.
  • Функционально-семантическое поле локативности в речи русского ребенка (на материале диалога с взрослым) // Вопросы русского языкознания. Вып. XII. Традиции и тенденции в современной грамматической науке: Сб. научных статей / Под ред. Г.А. Золотовой. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – С. 56-67.
  • Модус в детской речи: вопросо-ответные единства // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Труды междунар. конф. ДИАЛОГ 2004. – М.: Наука, 2004. – С. 258-264, http://www.dialog-21.ru/Archive/2004/Kazakovskaja.pdf.
  • Коммуникативные неудачи в зеркале детской речи (ранние этапы) // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Труды междунар. конф. ДИАЛОГ 2003. – М.: Наука, 2003. – С. 254-259, http://www.dialog-21.ru/Archive/2003/Kazakovskaja.htm.
  • Initial syntax development: Оntogenesis of spatial syntax structures (based on the language of Russian-speaking children) // Psychology of language and communication. – 2001. Vol. 5. №2. – P. 52-58.
  • Коммуникативные навыки ребенка в диалоге: вопросно-ответные комплексы // Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего cеминара по онтолингвистике. Вып. 2. – СПб.: Союз, 2001. – С. 35-58.
  • Вопросно-ответные диалогические единства в коммуникации "взрослый – ребенок": прагматический и синтаксический аспект // Речь ребенка: ранние этапы: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Вып. 1. – СПб.: Балтика, 2000. – С. 169-201.

Учебные пособия и программы

  • Онтогенез речи: Программа курса для аспирантов ИЛИ РАН
  • Диалогическая речь в онтогенезе (учебные задания) / Науч. ред. С.Н. Цейтлин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 31 с.
  • Сборник упражнений по детской речи: Пособие для студентов факультетов дошкольного образования и коррекционной педагогики. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 131 с. (в соавторстве с Цейтлин С.Н., Добровой Г.Р., Елисеевой М.Б., Русаковой М.В., Мурашовой О.В., Ященко М.Я.), http://pedlib.ru/Books/6/0142/6_0142-1.shtml.
  • Проблемы изучения детской речи: диалог "взрослый – ребенок": Программа курса для слушателей Центра переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров по филологии и лингвострановедению при филологическом факультете СПбГУ.

Научное редактирование

  • Проблемы функциональной грамматики: Предикативные категории в высказывании и целостном тексте (Отв. ред., совм. с А. В. Бондарко, М.: Языки славянской культуры, 2017 (в печати))
  • Проблемы функциональной грамматики: Принцип естественной классификации (Отв. ред., совм. с А. В. Бондарко, М.: Языки славянской культуры, 2013)
  • Проблемы функциональной грамматики: Категоризация семантики (СПб.: Наука, 2008)
  • Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры (СПб.: Наука, 2005)
  • Проблемы функциональной грамматики: Прототипы и инварианты (СПб.: Наука, 2003)
  • Детская речь как предмет лингвистического исследования (СПб.: Наука, 2004)
  • Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике (СПб.: Союз, 2001)
  • Речь ребенка: ранние этапы: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике (СПб.: Балтика, 2000)
  • Проблемы онтолингвистики: Сборник работ молодых исследователей (СПб.: Бионт, 1997)

Конгрессы, симпозиумы, конференции

Участник более 70 международных конгрессов, симпозиумов и конференций по филологии, русистике, психо- и онтолингвистике, когнитивистике:

  • 23rd Conference of the Association for the Advancement of Baltic Studies (AABS) "The Global Baltics: The Next Twenty Years" (Chicago, 2012)
  • Finnish and Estonian Conference of Linguistics (Tallinn, 2012)
  • XV International Morphology Meeting (Vienna, 2012)
  • Budapest CEU Conference on Cognitive Development (Budapest, 2012)
  • XII International Congress for the Study of Child Language (Montreal, 2011)
  • IX Baltic Conference in Europe (Stockholm, 2011)
  • Children in Multilingual Settings (Kaunas, 2011)
  • X Conference of Applied Linguistics (Tallinn, 2011)
  • Languages and People: Dialogues and Contacts (Vilnius, 2010) http://www.lsk.flf.vu.lt/Abstracts/p325
  • The Baltics as an intersection of civilizational identities (Kaunas, 2009)
  • X International Congress for the Study of Child Language (Berlin, 2005)
  • VI International Congress of the International Society of Applied Psycholinguistics (Caen, 2000)
  • Symposium on First Language Acquisition (Finland, Turku, 2000)
  • Русский язык и современность: Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, 2001, 2004, 2007, 2010) http://www.philol.msu.ru/~rlc2004/ru/totals/?fulltext=1
  • Типология языка и теория грамматики (Санкт-Петербург, 2007) http://iling.spb.ru/grammatikon/mater/dsk2007/tez2007_kazakovskaja.pdf
  • Научное наследие Владимира Григорьевича Адмони и современная лингвистика (Санкт-Петербург, 2009) http://iling.spb.ru/confs/sbornik7.pdf
  • Cимпозиум по психолингвистике и теории коммуникации (Москва, 2003, 2009) http://www.inyaz.ru/news/news_15jun2009.php
  • Русское слово в мировой культуре: Х конгресс МАПРЯЛ (Санкт-Петербург, 2003)
  • Международная филологическая конференция СПбГУ: Секции "Общее языкознание" и "Психолингвистика" (Санкт-Петербург, 2000, 2001, 2007, 2008, 2010–2012) http://genlingnw.ru/Staff/mart2011.pdf
  • Проблемы онтолингвистики / детской речи (Санкт-Петербург, 1997–2016)
    http://www.lrc-press.ru/downloads/t-02.pdf,
    http://iling.spb.ru/grammatikon/child/contence.html,
    http://www.zlat.spb.ru/CatalogImages/File/pdf/content/ontolingvistikaXXI.pdf
  • Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Международная конференция ДИАЛОГ (Москва, 2003, 2004) http://www.dialog-21.ru
  • Конференция по когнитивной науке
    • Первая российская конференция по когнитивной науке (Казань, 2004) http://www.ksu.ru/ss/cogsci04/science/cogsci04/100.doc
    • Пятая международная конференция по когнитивной науке (Калининград, 2012) http://conf.cogsci.ru
    • Шестая международная конференция по когнитивной науке (Калининград, 2014) http://conf.cogsci.ru
    • Седьмая международная конференция по когнитивной науке (Светлогорск, 2016) http://conf.cogsci.ru
  • Теория и практика речевых исследований (Москва, АРСО-2003)
  • Теоретические проблемы функциональной грамматики (Санкт-Петербург, 2001) http://iling.spb.ru/grammatikon/tpfg_pdf.html
  • Язык. Система. Личность (Екатеринбург, 2004, 2008)
  • Когнитивное моделирование в лингвистике (Переславль-Залесский, 2000)
  • Речевая деятельность в норме и патологии (Санкт-Петербург, 1999)

Лекционные курсы

  • Современная русистика
  • Введение в онтолингвистику
  • Основные проблемы речевого онтогенеза
  • Проблемы изучения детской речи: диалог «взрослый – ребенок»
  • Диалогическая речь в онтогенезе
  • Лингвистика детской речи
  • Языковая личность в онтогенезе: синтаксический аспект
  • Development of conversation competence in children
  • Development of children's narrative skills
  • Interrogatives in child directed speech

Участие в научных проектах

2014–…Механизмы усвоения русского языка и становление коммуникативной компетенции на ранних этапах развития ребенка (РНФ)
2012–…Корпусная лингвистика (Программа Президиума РАН)
2009–2011Семантическая и формальная избыточность текста в современном русском языке (программа Президиума ОИФН РАН)
2008–…«Pre- and Protomorphology in Language Acquisition» (Австрийская академия наук, Венский университет)
2003–2006Семантические категории и их выражение в детской речи (РГНФ, 03-04-00386a)
2002–2015Петербургская школа функциональной грамматики («Ведущая научная школа» 1348.2012.6, Фонд Президента РФ)
2002Коммуникативная компетенция ребенка в диалоге: Вопросо-ответные единства (Министерство образования и науки РФ, отдельная НИР)
1999–2001Диалогическая речь в онтогенезе (РГНФ, 99-04-00165a)
1997–2000Центр компьютерных исследований языка и речи (ФЦП РАН «Интеграция», б 12/97)

Участвует в работе постоянно действующих семинаров по функциональной грамматике и онтолингвистике при Петербургском лингвистическом обществе, а также в академическом обмене между Австрийской АН и РАН.

 
    ©2002-2015 ИЛИ РАН;
199053, Санкт-Петербург, Тучков пер., 9, (812) 328-16-12