ИЛИ РАН Институт лингвистических исследований РАН
на главную конференции отделы материалы ссылки
диссертационный
совет
образование personalia публикации журналы
научные проекты библиотека история библиография вакансии
in english

выбор кодировки:
koi8-r
utf-8

 
 

Отдел языков народов России

Отдел образован решением Ученого Совета ИЛИ РАН в сентябре 2003 года на базе двух ранее существовавших в составе института отделов - отдела алтайских языков и отдела палеоазиатских и самодийских языков.

Основные направления исследований:

  1. Создание фундаментальных описаний языков. Это традиционное для отдела направление понимается широко и включает как грамматические описания, так и лексикографическую работу; а также сравнительно- исторические исследования.
  2. Этнолингвистика. Это направление предполагает широкий спектр исследований, сводящихся к изучению реального функционирования языка в широком социальном и культурном контексте, к изучению взаимосвязи языковых структур и речевого поведения с существующими культурными практиками и социальными установлениями. Примерами реализации такого подхода могут служить следующие конкретные темы: функционирование языка в условиях многоязычия (лингвистические и социальные аспекты переключения и смешения кодов; отношение к языку, индивидуальный и коллективный выбор языка; лингвистические и социальные аспекты языкового сдвига и появления новых языков и т.д.); социально обусловленные варианты языка (различные типы регистров; правила коммуникативного взаимодействия; соотношение устной и письменной форм языка и т.д.); взаимосвязь языка и культурных концептов (описание языковых картин мира; выявление культурной специфики различных аспектов семантической организации языка и его использования и т.д.).

Языки, представленные в отделе

В настоящее время в отделе представлены специалисты по языкам следующих групп и семей: монгольские, прибалтийско-финские, самодийские, тунгусо-маньчжурские, тюркские, чукотско-камчатские, эскимосско- алеутские.

Сотрудничество с другими научными учреждениями и вузами

Научная деятельность отдела тесно связана с академическими институтами и университетами Москвы, Улан-Удэ, Элисты, Новосибирска, Томска, Якутска, Петрозаводска, других городов Российской Федерации. Сотрудники отдела успешно сотрудничают (участие в совместных проектах, преподавание, выступление с лекциями) с зарубежными университетами в США, Японии, Нидерландах, Австралии, Турции, Финляндии, Германии, Англии, Норвегии, Канаде, Франции, Монголии, Китае. Сотрудники отдела принимают активное участие в проектах других отделов института, в частности лаборатории типологического изучения языков и отдела теории грамматики. Многие сотрудники ведут активную преподавательскую деятельность на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, в Институте народов Севера Российского государственного педагогического университета им. Герцена, на факультете этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, на кафедре гуманитарных наук СПб филиала Высшей школы экономики. Активно развивается сотрудничество с издательствами, выпускающими литературу для высших и средних учебных заведений по языкам народов Севера, в частности с издательствами "Просвещение", "Дрофа".

В настоящее время исследовательская работа сотрудников отдела поддержана несколькими фондами и организациями:

РГНФ
  • коллективный проект "Редкие и уникальные явления в языках народов России" (2008-2010, N 08-04-00167а), рук. Е. В. Головко;
  • коллективный проект "Языки русско-китайского пограничья" (Грант РГНФ 06-04-00575а, Доп. конкурс <Языковая карта России>), рук. Е. В. Перехвальская;
  • коллективный проект "Тырские стелы XV в.: перевод, комментарии, исследование" (2007-2009, N 07-04-00235а), рук. П. О. Рыкин;
  • коллективный проект РГНФ 08-04-00152а "Диалектологический атлас Ингерманландии", рук. М. З. Муслимов;

National Science Foundation (U.S.A.)
  • Documentation of Alaskan Endangered Languages (2007-2009), Co-Principal Investigator E. Golovko)
 
    ©2002-2015 ИЛИ РАН;
199053, Санкт-Петербург, Тучков пер., 9, (812) 328-16-12