18 мая
|
10.00–10.30 | регистрация участников
|
10.30–10.50 | открытие конференции (Конференц-зал, 4-й этаж)
|
10.50–12.10 | Теория и методология онтолингвистики на современном этапе ее
развития (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель В. В. Казаковская)
|
В. М. Алпатов (Москва) | Языковая рефлексия у детей
|
М. Д. Воейкова (Санкт-Петербург) | Функции высказываний с компонентом
давай в речи взрослых и детей
|
М. А. Кронгауз (Москва) | Разговор с ребенком: языковые средства и
коммуникативные стратегии
|
С. Н. Цейтлин (Санкт-Петербург) | К вопросу о лексико-морфологической
координации на разных этапах освоения языка ребенком
|
12.10–12.30 | кофе-брейк
|
12.30–13.50 | Теория и методология онтолингвистики на современном этапе ее
развития (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель М. Д. Воейкова)
|
Е. Ю. Протасова, М. Мяки (Хельсинки), Н. Родина (Москва) | Освоение
русской падежной системы детьми-билингвами в Финляндии
|
В. В. Казаковская (Санкт-Петербург) | Эпистемическая модальность в
русской детской речи (опыт корпусного анализа)
|
М. Б. Елисеева (Санкт-Петербург) | Первые прилагательные и наречия в
речи русскоязычных детей в сопоставлении с корпусом CLEX
|
Ю. П. Князев (Санкт-Петербург) | Прилагательные цвета в ранней детской
речи
|
13.50–14.50 | обед
|
14.50–16.30 | Симпозиум «Естественнонаучные методы
исследования в лингвистике» (Библиотека словарного
отдела, 301; председатель А.Н. Корнев)
| А. Н. Корнев, С. Р. Оганов (Санкт-Петербург)
| Окуломоторное поведение при чтении
| Н. В. Шемякина, Ж. В. Нагорнова (Санкт-Петербург) | ЭЭГ
и связанные с событиями потенциалы мозга как показатели
когнитивных механизмов языка
| Е. И. Гальперина (Санкт-Петербург) | Функциональное МРТ
при исследовании церебральных механизмов речи
| В. В. Новиков (Санкт-Петербург) | Функциональное МРТ,
как метод изучения церебральных механизмов
| И. Балчуниене (Каунас, Литва) | Естественнонаучные
методы в корпусных исследованиях детской речи
|
|
14.50–16.30 | Особенности коммуникации на ранних этапах
усвоения языка ребенком (Конференц-зал, 4-й этаж;
председатель В. В. Казаковская)
| Е. И. Исенина (Иваново) | Влияние экологии семьи в трудной
жизненной ситуации на общение матери со своим ребенком
младенческого и раннего возраста
| С. М. Евграфова (Москва) | Мышление, коммуникация, речь:
начало начал
| М. А. Еливанова (Санкт-Петербург) | Эмоции как компонент
когнитивного развития, их роль в речевом развитии
ребенка: некоторые наблюдения
| Т. В. Кузьмина (Санкт-Петербург) | Особенности
коммуникативного поведения ребенка первого года жизни
| Т. А. Ушакова (Иваново) | Речь и коммуникация годовалого
ребенка в период преодоления депривационного синдрома
|
|
16.30–16.45 | кофе-брейк
|
16.45–18.15 | круглый стол «Зачем лингвисты изучают детскую речь?» (Конференц-
зал, 4-й этаж; председатель С. Н. Цейтлин).
|
Почему мы возвращаемся к этому вопросу? Казалось бы, блестяще на него
уже ответил А. Н. Гвоздев в своей статье «Значение изучения детского
языкознания» еще в 1928 году. В самом деле, на факты детской речи опирались
в своих исследованиях почти все великие лингвисты прошлого:
В. А. Богородицкий, Н. В. Крушевский, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба,
А. А. Реформатский, С. Д. Кацнельсон. Список можно продолжать до
бесконечности. Анализ самой последовательности освоения ребенком тех или
иных языковых единиц и категорий, ошибки, которые он совершает в выборе и
конструировании языковых единиц, — все это помогает нам увидеть язык в
новом, иногда неожиданном свете.
|
В обсуждении этих и других смежных проблем предполагают принять участие
М. А. Кронгауз | Взрослые vs дети: кто формирует язык?
| Ю. П. Князев | От первого класса до...: переход от онтолингвистики к
просто лингвистике
| С. Н. Цейтлин | Системная и эмпирическая продуктивность: взгляд с позиции
онтолингвистики
| Г. Р. Доброва | Зачем лингвисты изучают детскую речь: роль детской речи в
изучении шифтеров
| О. Б. Сизова | Лонгитюд вместо диахронии: речевой онтогенез как модель
диахронических изменений языка
| Т. В. Кузьмина | Освоение ребенком правил письма: путь от ЛФШ к МФШ?
| Т. А. Круглякова | Тема будет объявлена дополнительно
| В. Н. Карпухина | Детская речь в текстах художественной литературы:
когнитивно-прагматический аспект
|
|
19 мая
|
10.00–11.20 | Детский билингвизм (Конференц-зал, 4-й этаж;
председатель Я. Э. Ахапкина)
| А. К. Арзуманян (Саратов) | Частный случай развития
детского трехъязычия в доминантной русскоязычной среде
| Е. А. Жеймо (Варшава, Польша) | К вопросу о межъязыковой
интерференции в условиях близкородственных славянских
языков (на примере польско–русских контактов при
употреблении глаголов)
| Скайп-доклады
| Н. Н. Колодина (Вашингтон, США) | Восприятие иноязычными
детьми языковых игр
| Т. В. Тимошина (Воронеж) | Псевдоэтимология в детской речи
как разновидность индивидуального словоупотребления
|
|
10.00–11.20 | Освоение лексикона (Библиотека словарного
отдела, 301; председатель К. А. Иванова)
| М. Л. Кусова (Екатеринбург) | Словарные дефиниции в детской
речи
| С. В. Плотникова (Екатеринбург) | Идентификация слова в
речи младших школьников
| А. П. Сдобнова (Саратов) | К вопросу о периферийной зоне
лексикона в позднем онтогенезе
| В. Попова (Шумен, Болгария) | Лексическая концептуализация
категории время в языке болгарского ребенка
|
|
11.20–11.40 | кофе-брейк
|
11.40–13.00 | Детский билингвизм (Конференц-зал, 4-й этаж;
председатель В. В. Казаковская)
| Е. В. Хачатурян (Осло, Норвегия) Усвоение глагольной
системы ребенком-трилингвом в первые годы жизни
| А. Шаяхмет (Алматы, Казахстан) Переключение и смешение
языковых кодов в устной речи двуязычных казахских детей
| В. В. Казаковская (Санкт-Петербург), Е. В. Хачатурян
(Осло, Норвегия) Коммуникативные стратегии взрослых в
диалоге с моно- и плюрилингвальными детьми
| М. С. Юрова (Санкт-Петербург) Коммуникативное поведение
иноязычных детей, слабо владеющих русским языком
|
|
11.40–13.20 | Исследования речевого инпута (Библиотека
словарного отдела, 301; председатель Т. В. Кузьмина,
Е. А. Офицерова)
| О. В. Астафьева (Санкт-Петербург) | Метафора в детской
поэзии
| В. С. Зубарева (Санкт-Петербург) | Азбука как учебник
природоведения: опыт прочтения
| В. Н. Карпухина (Барнаул) | Расширение коммуникативной
аудитории детских текстов: интертекстуальность
современной детской литературы
| Е. А. Офицерова (Санкт-Петербург) | Чужой текст в речи
ребенка 2,5–3-х лет (по данным дневника)
| С. Е. Токмакова (Воронеж) | Аксиологическая и эмоциональная
направленность русской литературной сказки
|
|
13.20–14.20 | обед
|
14.20–16.00 | Формирование морфологического компонента
языковой системы. Усвоение семантических категорий в
онтогенезе (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель
М. Д. Воейкова)
| О. Б. Сизова (Санкт-Петербург) | Стратегии освоения языка:
к вопросу о критериях дифференциации
| А. Ф. Абдуллина (Санкт-Петербург) | Безглагольные
побудительные высказывания в речи ребёнка раннего
возраста
| Я. Э. Ахапкина (Москва) | Иметь (но не быть): посессивные
конструкции в письменных текстах неискушенных носителей
русского язык
| Г. Р. Доброва (Санкт-Петербург) | О построении ребенком
врëменной окказиональной системы глагольных форм
| И. В. Яковлева (Ульяновск) | Усвоение детьми системы
предлогов русского языка
|
|
14.20–16.00 | Исследования речевого инпута (Библиотека
словарного отдела, 301; председатель М. Б. Елисеева,
С. О. Куприянова)
| И. С. Веселова, Л. Ф. Матвиевская (Санкт-Петербург) |
Колористика для детей: освоение когнитивных навыков
цветоразличения в деревенской культуре
| В. Прокофьева (Санкт-Петербург) | Стратегии
коммуникативного поведения матери в семье с низким
социально-экономическим статусом
| С. О. Куприянова (Санкт-Петербург) | Номинации
коммуникативного адресата в колыбельных песнях
| О. В. Мурашова, С. А. Соловьева (Череповец) |
Коммуникативные компетенции школьников и виртуальная
коммуникация
| Скайп-доклад
| А. Р. Попова (Орел) | Формирование системы сравнений разных
типов в речи ребёнка раннего возраста
|
|
16.00–16.20 | кофе-брейк
|
16.20–18.00 | Становление коммуникативной и текстовой
компетенции ребенка (Библиотека словарного отдела, 301;
председатель Т. И. Петрова, С. В. Краснощекова)
| А. А. Осипова (Владивосток) | Манипулирование в детской
речи: защита или нападение?
| М. С. Костюхина (Санкт-Петербург) | Дети рассказывают
сказки. К проблеме усвоения языка и алгоритма сказочного
текста сельскими школьниками
| П. М. Эйсмонт (Санкт-Петербург) | Развитие навыков
построения связного монологического текста в возрасте от
4 до 7 лет
| А. В. Павлов, О. В. Федорова (Москва) | «Фильм о грушах» У.
Чейфа в пересказах детей с расстройствами аутистического
спектра: результаты психолингвистического исследования
|
|
16.20–18.00 | Речь ребенка со специфическим речевым
развитием (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель
О. Б. Сизова)
| В. В. Казаковская, О. Б. Сизова (Санкт-Петербург) | Сложные
слова в онтогенезе и дизонтогенезе: корпусные и
экспериментальные исследования
| Т. А. Бочкарева, Л. А. Песчанская (Саратов) | Особенности
сформированности системы словоизменения у детей старшего
дошкольного возраста (билингвов и монолингвов) с ОНР III
уровня
| И. В. Крылова (Санкт-Петербург) | Состояние речевой функции
у детей с агнозией
| Н. В. Павлова (Саратов) | Морфологические и
словообразовательные особенности номинаций с качественным
значением (на примере речи школьников в норме и с
интеллектуальной недостаточностью)
|
|
20 мая
|
10.00–11.20 | Освоение звуковой стороны языка. Освоение
письменной формы речи (Конференц-зал, 4-й этаж;
председатель А. Н. Корнев)
| Е. Ф. Киров (Москва) | Принципы формирования письменной
компетенции у детей
| Н. А. Ежкова (Санкт-Петербург) | Диагностика и
совершенствование фонетического компонента языковой
системы у дошкольников с ОНР с использованием аппаратных
методов (ИЛИ В ОНР)
| А. Н. Корнев, С. Р. Оганов (Санкт-Петербург) | Стратегии
анализа текста при чтении: влияние типа задачи и уровня
навыка чтения
| Л. С. Сильченкова (Москва) | Овладение старшими
дошкольниками предметным действием чтения на полной
ориентировочной основе
|
|
10.00–11.40 | Формирование морфологического компонента
языковой системы. Усвоение семантических категорий в
онтогенезе (Библиотека словарного отдела, 301;
председатель М. Д Воейкова, К. А. Иванова)
| С. В. Краснощекова (Санкт-Петербург) | Ранние этапы
освоения анафорического механизма и предпосылки к
развитию анафоры
| К. А. Иванова (Санкт-Петербург) | Высказывания с частицей
давай в одной детско-родительской диаде: исследование
случая
| Е. Н. Бекасова (Оренбург) | Динамика появления и
использования протослов в идиолекте ребенка
| Е. В. Галкина (Санкт-Петербург) | Освоение маркирования
одушевленности–неодушевленности русскоязычным ребенком
раннего возраста
| Т. А. Круглякова (Санкт-Петербург) | Слово- и
формообразовательные инновации в идиолекте трехлетнего
ребенка (по данным лонгитюдного видеонаблюдения)
|
|
11.40–12.00 | кофе-брейк
|
12.00–13.40 | Теория и методология онтолингвистики на современном этапе ее
развития (Конференц-зал, 4-й этаж; председатель С. Н. Цейтлин)
|
Т. А. Гридина (Екатеринбург) | Экспериментальный ресурс диагностики и
тренинга вербальной креативности
|
В. Попова, Д. Попов (Шумен, Болгария) | "Наивная" стилистика детской
речи
|
Т. А. Слабодкина, О. В. Федорова (Москва) | Моделирование диалога
подростками: стратегии описания объектов действительности
|
Н. Г. Мальцева (Саратов) | Онтолингвистика и SLA: вопросы взаимодействия
|
Т. И. Петрова (Владивосток) | Позиционные роли в коммуникативно-речевой
деятельности ребенка
|
13.40–14.30 | подведение итогов конференции (Конференц-зал, 4-й этаж)
|
Регламент 15 минут выступление + 5 минут вопросы.
Заседания проходят в Институте лингвистических исследований по адресу
Тучков пер., д. 9