ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Детские монологи: провокация экспериментатора или реальная языковая практика?

Т.В.Базжина, О.Е.Громова (Москва)

Монологическая речь --- достаточно позднее приобретение в языковом развитии ребенка; она появляется не столько в процессе > усвоения языка, сколько при направленном обучении родному языку в начальной школе. Традиционно уровень сформированности детской монологической речи оценивается при помощи пересказа (retelling) некого исходного текста. Сама процедура пересказа складывается из двух этапов: на первом усваивается содержание исходного текста, на втором выбираются адекватные, по мнению носителя, языковые средства для его воспроизведения, то есть происходит переформулирование (reformulation) исходного текста. Само по себе переформулирование исходного текста предлагается считать показателем продуктивности в детской речи, поскольку он свидетельствует о способности ребенка продуцировать более абстрактные и сложные лингвистические единицы [Tomasello 2003].

Как показали наши предыдущие исследования [Zaretsky, Gromova, Bazzhina 2003], при пересказе дети пользуются двумя разными стратегиями --- репродуктивной и продуктивной. При репродуктивной стратегии испытуемый воспроизводит > исходный текст, зачастую усекая содержательно значимые фрагменты, и практически не изменяет языковых средств его выражения. Репродуктивная стратегия дает последовательное, линейное воспроизведение текста. При продуктивной стратегии испытуемый производит компрессию текста, явно вычленяет существенные для него композиционные фрагменты; репертуар используемых им языковых средств заметно меняется. Продуктивная стратегия дает содержательно-узловое воспроизведение исходного текста. Было установлено, что англоговорящие дети пользуются в основном первой стратегией, а русскоговорящие --- второй. Это расхождение объяснимо не только культурно-языковыми различиями, но и принципами школьного обучения. С другой стороны, рефлексия взрослого носителя над собственной языковой практикой подсказывает, что линейный, последовательный пересказ текста является некой > процедурой; в реальном языковом поведении намного важнее умение обрабатывать текст, вычленять значимую информацию и свободно ею оперировать.

В настоящем исследовании мы поставили перед собой задачу выяснить, как влияет форма предъявления исходного текста на выбор испытуемыми стратегий пересказывания. Для решения этой задачи детям с нормальным языковым развитием (по данным логопедического обследования) предлагался для пересказа текст >. В эксперименте приняли участие 20 московских школьников (10 мальчиков и 10 девочек в возрасте 9.03--10.01). Одной группе (5 мальчиков, 5 девочек) предлагалось воспроизвести текст, воспринятый на слух, второй --- воспроизвести текст, прочитанный ими самостоятельно.

Предварительная обработка материала позволяет предположить, что форма предъявления исходного текста влияет на выбор стратегии: при восприятии текста на слух дети склонны к репродуктивной стратегии, при самостоятельном прочтении --- к продуктивной. Устанавливаются и такие явные показатели выбора стратегии, как перевод прямой речи в косвенную и длина паузы колебания: при продуктивной стратегии резко возрастает число косвенных высказываний, при репродуктивной --- продолжительность пауз колебания. При продуктивной стратегии возникает и такой эффект, как наращение событийного ряда: у испытуемого возникает личностное переживание текста, и это провоцирует его фантазию, он вводит в пересказ текста фрагменты из собственного опыта, сам комментирует описываемые события. Тем не менее монологическая речь не является для детей естественной формой в речевом поведении, о чем свидетельствует отсутствие коррекции грамматически неправильных форм и какого бы то ни было метаязыкового комментирования.

Обсуждение полученных материалов представляется ценным в двух направлениях --- собственно лингвистическом (теоретическом) и педагогическом (практическом). Для исследователей детской речи обращение к монологическим пересказам немаловажно при обсуждении проблемы пассивного и творческого владения языком, а практикам этот материал послужит для выработки собственно способов обучения монологической речи и принципов оперирования текстом.

Литература

Tomasello M. Constructing a Language: A Usage-Based Theory of Language Acquisition. Harvard, 2003.

Zaretsky E., Gromova O., Bazzhina T. Que disent nos "Deux amis malheureux" sur l'acquisition de la langue? ---Etude interlangue // La reformulation: un principe universel d'acquisition. Paris, 2003.