ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Употребление многозначных слов детьми в возрасте 3--4 лет

М.А.Часовская (Симферополь)

Цель настоящей работы --- выяснить, в какой степени ребенок усваивает семантические поля наиболее употребительных полисемичных слов.

Материалом для исследования послужили записи спонтанной речи немецкоговорящих детей Симоны и Анны (3.05--4.00), взятые из международной базы данных CHILDES. Было выявлено и проанализировано 23 наиболее частотные лексемы, которые дети использовали не только в базовом, но и в производных значениях: tun, machen, haben, gehen, kommen, lassen, werden, halten, sein, finden, geben, setzen, stimmen, dauern, bekommen, kriegen, abmachen, hauen, das Bein, das Feld, sicher, gerade, gleich. Большинство из перечисленных слов составляют глаголы, некоторые из которых имеют от 5 до 17 значений. Нами было обнаружено понимание и употребление слова в 4-х значениях (Анна, 3.07.27). В этот возрастной период отмечается активный рост числа лексико-семантических вариантов глаголов tun, machen, haben, gehen, kommen, lassen, geben, setzen, bekommen. Так, если глагол kommen в 3 года и 5 месяцев употреблялся в 2-х значениях, то к 4-м годам --- уже в 6-ти: 1) приходить, достигать определенного места; 2) посещать кого-либо с определенной целью; 3) появляться; 4) попасть в определенное состояние, положение; 5) проистекать, происходить, иметь свое основание в чем-либо; 6) согласно порядку быть положенным, поставленным на определенное место. Cемантические поля приведенных слов, в основном, усвоены детьми. Принимая во внимание их частое употребление, можно сделать вывод, что при наличии соответствующих условий (разнообразные ситуации общения, игры и т.д.) овладение производными значениями в данном возрасте не представляет значительных затруднений. Однако следует подчеркнуть, что речь идет о производных значениях, не основанных на ярком метафорическом переносе (усвоение таких переносных значений происходит, в основном, уже в старшем дошкольном возрасте и подлежит отдельному изучению).