ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

"Language acquisition device": Где оно?*

Т.В.Черниговская (Санкт-Петербург)

Общеизвестно, что школа Хомского постулирует врожденность языковой способности, обеспечившую > в начале формирования Homo Loquens, объясняющий и то, сколь быстро дети овладевают сложнейшими языковыми процедурами. В отличие от этого, сторонники необихевиоризма в психологии и коннекционизма в лингвистике считают главным фактором языкового поведения принцип > и настаивают на приоритете влияния речевого окружения.

Вопрос о том, является ли языковая способность человека врожденной и нейрофизиологически отдельной от других когнитивных функций, а стало быть, о вероятности организации мозга по принципу модулярности, продолжает оставаться в центре мультидисциплинарных дискуссий уже десятилетия. Новейшие исследования показывают, что существуют нейроанатомические корреляты специфически речевых расстройств, и даже появляются исследования, указывающие на возможность идентификации гена, ассоциирующегося с языковыми и речевыми нарушениями. Однако не менее весомо выглядят и противоположные данные и их интерпретация.

Усилия найти конкретную локализацию психических функций в мозгу человека имеют долгую историю, и превалирующие на определенное время парадигмы чередуются в зависимости от состояния научного знания --- от узко локализационистских до динамических, показывающих, что во всех сложных функциях участвует чуть ли не весь мозг. В настоящее время, несмотря на огромный накопленный фактический материал, ситуация мало прояснилась.

Попытки описать устройство мозга, его функции и принципы, еще не так давно интересовавшие только специалистов в нейронауках, в последние десятилетия захватили гораздо более широкую аудиторию вплоть до лингвистов, культурологов и семиотиков. Все больший интерес вызывают данные, позволяющие нам в известной мере судить о самом материальном субстрате, определяющем наше представление о мире и обеспечивающем высшие из наших умений --- речь и мышление.

Нейролингвистические исследования несомненно имеют особый статус в современной лингвистической науке, так как дают возможность проверить теоретические положения экспериментальными методами: при изучении становления языка у детей с нормальным и патологическим речевым развитием, распада языковой системы у больных с афазиями и другими заболеваниями мозга, с помощью мозгового картирования и т.д. В частности, исследования специфических языковых нарушений у детей проводятся в последнее время на материале целого ряда языков --- английского, немецкого, исландского, норвежского, шведского, французского, итальянского, греческого, японского, и финского. Совершенно очевидно, что данные такого морфологически сложного языка как русский, бесспорно являются крайне интересными.

Примечания

* Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант N 03--06--80068).