ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Тематика диалогов дошкольников 4--6 лет

Е.Б.Чернышова (Борисоглебск)

Тематика диалогов дошкольников четырех, пяти и шести лет с различными категориями собеседников охватывает около 60 различных тем. Эти темы можно объединить в 3 группы по принципу приоритетности. К первой группе относятся темы, связанные с игровой деятельностью детей, их увлечениями, событиями в детском саду. Ко второй группе --- темы, отражающие стремление детей узнать что-либо об окружающем предметном мире. К третьей --- темы, которые показывают интерес ребенка к миру человеческих взаимоотношений, к жизни окружающих и своей собственной.

В первой группе выделяются следующие тематические блоки: игры и игрушки (обсуждение игрушек --- у кого какие имеются, как с ними играют, кто их купил, сколько они стоят; обсуждение игр --- их правил, хода и содержания): Во что будем играть? (Илья Л., 4.09.13); А тебе кто этот кран купил? (Илья Л., 4.08.27); развлечения и увлечения детей (обсуждение просмотренных фильмов, мультфильмов; домашних животных (какие животные есть, каких хотели бы иметь, игры и уход за ними); посещений музыкальных занятий, изостудий, занятий английским языком): А у тебя > --- видик есть? (Катя П., 5.06.04); Нам после праздника котёнка персидского принесут, а у тебя кто дома живет? (Лера Л., 5.07.14); Я по-английски до десяти считать могу, а ты? (Андрей У., 6.01.26); А вы вчера в художке что рисовали? (Катя К., 6.03.20); детский сад (обсуждение событий, происходящих в детском саду, рассказы о воспитателях): А у вас в садике был праздник осени? (Влада Т., 4.05.26); Наша Нель Пална заболела, другая какая-то тётька была (Валера И., 6.05.06); А вы чем свою воспитательницу поздравляли? (Настя Д., 5.10.08).

Во второй группе можно выделить четыре тематических блока: интерес к живой и неживой природе: Сегодня ветер холодный-прехолодный, а вчера был тёплый. Почему? (Юля Л., 5.11.09); У нас сейчас ночь, а у американцев что ли день? (Павлик Ж., 5.06.17); А листики у редиски что ли в зёрнышке прячутся? (Ксения Б., 5.02.10); интерес к научно-техническим изобретениям человека: Как сделаны тормоза у машины? (Дима К., 5.08.05); Из чего делают пластилин? (Катя П., 5.06.04); А на ракете всегда невесомость? (Надя М., 5.04.18); интерес к космосу, происхождению Земли и жизни на ней: А почему звезды одни большие, а другие маленькие? (Максим В., 5.10.23); Бесконечный космос --- это как? (Сергей П., 5.09.19); А мы что, правда, от обезьян произошли? (Маша Ч., 5.06.20); А Земля, она из чего получилась? (Сергей Л., 5.11.04); интерес к значению непонятных слов: А что такое муфта? (Настя М., 5.09.7); Зов --- это джунгли такие? (Дима К., 5.08.05); Непоседа --- это который не поседел? (Вадим С., 5.09.16).

В третьей группе можно выделить такие тематические блоки: семейное общение (обсуждение покупок и подарков, семейных праздников и отдыха): А мы в воскресенье с мамой в Поворино ездили, а вы куда ездили? (Кристина А., 6.03.27); Пап, а вы подарки нам с Владиком уже купили? (Сергей Р., 6.05.14); самопознание (стремление рассказать о своих интересах, мечтах, тайнах, а также узнать что-то о себе): Мама, а у меня такие же памперсы были? (Ксения Р., 6.09.09); А что я делал, когда был маленький? (Вадим Х., 6.06.10); Мамуль, когда я вырасту, я буду такой же красивой, как и ты? (Юля Ш., 6.05.21); взаимоотношение с окружающими людьми (с родными, друзьями, знакомыми): А мы с Владом уже подружились (Саша Б., 6.07.07); Меня воспитательница любит. Отгадай, почему? Она меня постоянно по голове гладит (Катя Ф., 6.03.18); интерес к личности взрослого: Мамуль, а ты папу очень-очень любишь? (Надя З., 6.02.05); А вы рисовать умеете? (Андрей Т., 6.03.16); Наталь Петровна, а сынок ваш выздоровел? (Иван П., 6.04.11).

Многообразие тем диалогов дошкольников с окружающими отражает их интерес к самым разным сторонам жизни, которые они готовы обсуждать практически с любым собеседником. Анализ тематики диалогов четырех --- шестилетних детей показывает, что соотношение количества диалогов на ту или иную тему в данных возрастных группах неодинаково:

4-летние дети5-летние дети 6-летние дети
1 группа
(игры, увлечения)
72%54%49%
2 группа
(окружающий предметный мир)
19%33%17%
3 группа
(мир человеческих
взаимоотношений)
9%13%34%

Из таблицы видно, что темы первой группы в большей мере обсуждаются в диалогах четырехлетних детей. Менее всего детей данного возраста интересуют темы, затрагивающие мир человеческих взаимоотношений. Темы второй группы интересны дошкольникам пяти лет, эти же дети реже говорят о жизни окружающих людей и своей собственной. Примечательно, что в диалогах шестилетних детей одинаково часто затрагиваются темы первой и третьей групп.