ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Диагностика языкового развития учащихся младших классов с тяжёлыми нарушениями речи

М.Н.Едакова (Орел)

Диагностика языкового развития, на наш взгляд, занимает особое место в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими общее недоразвитие речи. Результаты диагностики позволяют наиболее точно определить пути коррекции речи учащихся, выбрать наиболее эффективные методы и приёмы работы.

Уровень языкового развития определяется степенью сформированности собственно языковых (в широком смысле слова --- грамматических) и речевых (коммуникативных) способностей, а также уровнем развития >.

Вслед за С.Ф.Жуйковым, Л.И.Айдаровой, М.Я.Микулинской, Е.Н.Пузанковой, Е.В.Восторговой нами были использованы два типа критериев измерения названных показателей: предметно-языковые и общеинтеллектуальные. К первой группе относятся такие критерии, как: качество (правильность) выполнения задания; степень осознания своих способов действия с языковым материалом.

Ко второй группе относятся: познавательная активность, умение зафиксировать неизвестное; самостоятельность интеллектуальной деятельности, гибкость мышления, изобретательность; перенос способа действия, применение системы знаний в новой учебной ситуации; быстрота выполнения операций, > умственных действий на лингвистическом материале.

С учётом показателей языкового развития и критериев их измерения были разработаны две серии диагностических заданий. Первая серия включает в себя выяснение возможностей понимания лексики, задействованной в тексте (объяснение значений выписанных из специально подобранного текста слов; выбор слов, подходящих к данному по значению), тропов (эпитетов, олицетворений, гипербол), грамматических конструкций (семантико-синтаксическое, вероятностное прогнозирование), задания на словообразование. Вторая серия заданий позволяет определить степень сформированности языкового развития учащихся на текстовом уровне (проведение письменного изложения с дополнительными заданиями).

Была организована апробация разработанных серий диагностических заданий по выявлению уровня языкового развития учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Полученные результаты позволили наметить некоторые пути работы по совершенствованию языкового развития и речи в целом.