ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Языковые самоисправления ребенка и исправления взрослым речи ребенка

М.Б.Елисеева, О.Наумова (Санкт-Петербург)

Материалом исследования являются дневниковые записи речи Лизы Е. от рождения до 7 лет. Самоисправления --- детские исправления собственной речи; исправления --- различные реакции взрослого на ненормативную речевую продукцию ребенка. Современные зарубежные исследователи понимают под самоисправлениями способность ребенка к исправлению собственных коммуникативных неудач с целью достижения коммуникативных целей и намерений [Wetherby 1988: 136]. Время появления > самоисправлений, следовательно, совпадает с моментом возникновения коммуникативных намерений ребенка (по данным Э.Бэйтс --- c 9 месяцев). По нашим наблюдениям, собственно языковые самоисправления, обусловленные языковой рефлексией и являющиеся первым проявлением метаязыковой деятельности ребенка, появляются позже --- около 2 лет.

Основания классификации детских самоисправлений могут быть различны.

I. По инициатору самоисправлений: а) ПС --- прямые самоисправления (без воздействия извне); б) КС 1 --- косвенные самоисправления 1 (инициированные косвенными исправлениями взрослого); в) КС 2 --- косвенные самоисправления 2 (инициированные прямыми исправлениями взрослого). Все > являются косвенными, поэтому они и возникают раньше прямых.

II. По отношению детских самоисправлений к языковой норме: а) замена ненормативного языкового факта нормативным; б) > --- замена нормативного языкового факта ненормативным; в) замена окказионального окказиональным.

III. По объекту самоисправления: а) фонетические, б) лексические, в) словообразовательные, г) морфологические, д) синтаксические.

Желая привлечь внимание ребенка к окказиональному варианту, мысленно сопоставить его с нормой и исправить ошибку, взрослый использует различные тактики, учитывая которые можно классифицировать исправления взрослым речи ребенка следующим образом:

I. ПИ --- прямые исправления (предложение нормативного варианта для имитации). II. КИ --- косвенные исправления (различные реакции взрослого на ошибки ребенка, направленные на достижение нормативности речи, но без произнесения нормативного образца): a) переспросы, вопросы как результат непонимания или изображения непонимания взрослым; б) осуждение речи ребенка как ненормативной; в) воспроизведение ошибки ребенка; г) сопоставление ошибки ребенка с такой же ошибкой другого ребенка; д) предложение исправиться через аналогичную словообразовательную / формообразовательную модель.

Заметим, что количество инноваций в речи ребенка значительно превышает количество всех типов исправлений и самоисправлений (например, от 2 до 3 лет в речи ребенка зафиксировано 216 одних только формообразовательных инноваций), т.е. большая часть ненормативных фактов не замечена ни взрослым, ни ребенком (во всяком случае, эксплицитно). Результаты лонгитюдного исследования представлены в таблице.

Возраст1,6--22--33--44--55--66--7
ПС015431262
КИ05287139
ПИ >5242210010
КС115197139
КС241914406

Выводы

1. КС появляются в речи ребенка раньше, чем ПС; тем не менее, до 2 лет в дневнике зафиксировано только 5 КС. Более позднее появление самоисправлений в сравнении с данными западных исследователей объясняется индивидуальными особенностями ребенка: у Лизы не было ранних явно выраженных коммуникативных намерений, и причина первых самоисправлений --- стремление к языковой норме, а не коммуникативные неудачи.

2. ПС появляются в 2 года, и количество их до 4 лет неуклонно растет, а пик приходится на период 3--4, причем в это время ПС больше, чем КС, хотя взрослый активно корректирует речь ребенка. По-видимому, это не случайно: именно начальный период является наиболее важным для освоения речи, и к 4 годам языковая система ребенка в целом сформирована. После 4-х лет количество ПС плавно уменьшается, почти исчезая к 7 годам. Общее количество ПС от 2 до 4 лет в 3 раза больше, чем от 4 до 6 лет. Причины снижения количества ПС --- уменьшение количества инноваций в речи ребенка и возникновение нового типа вопросов (после 5): ощущая ненормативность своего варианта, ребенок спрашивает взрослого: Как мне сказать?>>. К 7 годам ребенок чувствует себя полноценным носителем языка, имеющим право не исправлять свои ошибки: в 6,9 ребенок отклоняет исправления взрослого, ссылаясь на героя книги С. Хопп, который говорит: >.

3. Наибольшее количество КС 1 приходится на период 3--4 (как и наибольшее количество ПС), причем ребенок реагирует на 67,8% КИ взрослого. В дальнейшем количество КИ значительно снижается, но их эффективность уже стопроцентна.

4. ПИ взрослого больше всего от 2 до 3 лет, причем ребенок реагирует на них в 79,2% случаев, т.е. они являются даже несколько более эффективными, чем КИ, поэтому взрослый активно пользуется этой тактикой. От 3 до 4 количество ПИ снижается незначительно, но они становятся менее эффективными --- 63,6%. Вероятно, чувствуя неэффективность ПИ, взрослый постепенно отказывается от них: от 4 до 5 их количество снижается более чем в 2 раза (эффективность --- 40%), а от 5 до 6 взрослый перестает исправлять ребенка напрямую. В этот период тактика косвенного исправления детских речевых ошибок, не только помогающая ребенку успешно продвигаться к овладению языковой нормой, но и способствующая развитию языковой рефлексии, наиболее эффективна.

5. Ребенок исправляет ошибки в области лексики, морфологии, фонетики, словообразования и синтаксиса. От 2 до 3 ПС касаются в основном морфологии (60%) и лексической семантики (33,3%). Из 29 КИ и ПИ большая часть также направлена на лексику и морфологию (41,4% в обеих областях, эффективность одинакова --- 83,3%). Впервые появляются словообразовательные ПС --- 4,6%.

6. Из 50 ПИ и КИ 50% --- морфологических, 18% лексических и 18% словообразовательных, причем в последнем случае исправляются случаи заполнения относительных языковых лакун. В дальнейшем внимание и взрослого, и ребенка по-прежнему направлено в основном на морфологию (от 6 до 7--73,7% морфологических ПИ и КИ; 50% ПС). По мере взросления ребенка некоторые типы исправлений и самоисправлений исчезают, т.к. ребенок усваивает определенные языковые явления (например, после 3,3 исчезают ошибки на смешение личных местоимений Я и ТЫ), а некоторые, наоборот, появляются (после 4 ребенок самостоятельно исправляет смешение антонимических временных наречий, после 5 пытается исправить конструирование деепричастия). Речевые самоисправления могут рассматриваться как критерий перехода ребенка к новому этапу освоения того или иного языкового явления. Часть исправлений игнорируется ребенком: это те языковые факты, которые еще недоступны ему когнитивно или в данный момент активно осваиваются и именно поэтому вызывают появление множества ошибок.

Литература

Wetherby A.M., Alexander D.G., Prizant B.M. The Ontogeny and Role of Repair Strategies // Communication and Language Intervention Series: Vol.7. Transitions in Prelinguistic Communication. Baltimore, 1998.