ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Общие пространственные отношения и их отражение в речи дошкольников*

М.А.Еливанова (Санкт-Петербург)

Пространственные отношения между двумя объектами или объектом и его окружением можно разделить на два типа: общие пространственные отношения и частные пространственные отношения [Гак 1996]. В рамках общих пространственных отношений рассматриваются статика / динамика, динамика направленная / ненаправленная, направленная динамика приближения / удаления. В рамках частных пространственных отношений --- точное расположение одного предмета относительно другого (внутри / снаружи, сзади / впереди, сверху / снизу и т.п.).

В значении языковых средств, отражающих пространственные отношения и входящих в центр функционально-семантического поля локативности (глаголы и локативные показатели --- наречия и предложно-падежные конструкции), концептуализируются как параметры общих, так и параметры частных пространственных отношений.

Наше исследование проводилось на материале речи 12 детей, зафиксированной в родительских дневниках и расшифровках записей спонтанной речи1 , а также на материале речи 82 детей раннего (до 3 лет) и дошкольного (до 7 лет) возраста, полученной в результате эксперимента, проведенного в детских садах г.Санкт-Петербурга и г.Ишима.

Задача исследования состояла в том, чтобы выявить основные закономерности освоения и отражения общих пространственных отношений в активной речи детей.

На ранних этапах речевого онтогенеза наблюдается закономерность распределения функций между группами средств выражения пространственных отношений. Глагольные предикаты используются для передачи общих пространственных отношений. В речи детей указанного возраста распространены глаголы (или протоглаголы --- бах, дзззь, т.е. ехать или вообще двигаться и т.п.) движения и, главным образом, направленного движения приближения (приехать, бежать, пойти и т.п.). Локативные показатели --- предложно-падежные конструкции и наречия --- служат для маркировки частных пространственных отношений, указывая на местоположение предмета при статике или на точку старта (финиша) при динамике. Среди локативных показателей в начальный период их использования преобладают те, за которыми в нормативном языке закреплено значение статики. Через некоторое время процентное соотношение статических и динамических показателей меняется, и преобладающими в речи большинства детей становятся именно динамические локативные показатели.

Освоение любого параметра в рамках частных пространственных отношений в речи проходит закономерно три этапа: сначала в речевой продукции фиксируются локативные показатели со значением статики (где?), затем --- со значением достигательной динамики (куда?) и, наконец, появляются предложно-падежные конструкции и наречия со значением отделительной динамики (откуда?). Эта закономерность прослеживается в речи детей как раннего, так и старшего дошкольного возраста.

В среднем и старшем дошкольном возрасте характерны ошибки, которые свидетельствуют о том, что общие пространственные отношения, в отличие от некоторых частных пространственных отношений, прошли процесс языковой концептуализации (смешение предложно-падежных конструкций из + Р.п. и от + Р.п., употребление из + Р.п. вместо из-за + Р.п.). Ненормативное использование предложно-падежных конструкций может быть связано, во-первых, со сложностью смысловых отношений, передаваемых локативными показателями, например, с невозможностью отразить в одном локативном показателе все наблюдаемые параметры объективной действительности (смешение из + Р.п. и от + Р. п. обусловлено тем, что не учитывается пересечение / непересечение границ локализатора на начальном этапе движения); во-вторых, с особенностями языкового выражения пространственных отношений (см., в частности, трудности в усвоении предлога-сращения из-за).

Литература

Гак В.Г. Функционально-семантическое поле предикатов локализации // Теория функциональной грамматики. Локативность. Бытийность. Посессивность. Обусловленность. СПб., 1996.

Примечания

* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ 03--04--00--386а >

* Фонд данных детской речи при лаборатории детской речи РГПУ им. А.И.Герцена и материалы ИЛИ РАН.