ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Видо-временные формы и их значения в детской речи (на материале русского языка)*

Н.В.Гагарина (Берлин)

Исследование посвящено вопросу употребления видо"=временных глагольных форм в детской речи и анализу их значений в ранних детских высказываниях. Система частных значений русского глагола, разработанная А.В.Бондарко [1971], представляется нам оптимальной базой, на основе которой можно проследить за онтогенезом значений глагольного вида.

Известно, что ранние (личные) формы вопроизводятся, а не конструируются детьми, они не членимы на части и "не осознаются" как состоящее из компонентов целое. В этих формах, следовательно, глагольные категории еще не вычленились в самостоятельную сущность, они как бы существуют в аморфной нечленимой связке с другими категориями. Так, на основе появления форм совершенного и несовершенного видов (а эти формы появляются обычно одновременно) мы не можем говорить о появлении категории вида у ребенка, а наличие форм 3-го лица единственного и множественного числа еще не свидетельствует о наличии категории лица. Кроме того, первые формы совершенного вида употребляются только в конкретно-фактическом значении, а формы несовершенного вида --- только в конкретно-процессном значении.

Представляется, что основанием для возможности утверждать, что та или иная (глагольная) категория начинает усваиваться, должен быть целый ряд факторов, учитывающий специфику данной (глагольной) категории. Так, результаты анализа развития видо-временных форм (и их оппозиций) и их значений в детской речи могут служить показателем уровня развития категории вида.

В работе также предлагается комплекс параметров для определения "степени" усвоенности, например, несовершенного вида: а) появление форм несовершенного вида в прошедшем времени, б) появление обобщенно-фактического значения форм несовершенного вида, в) возникновение оппозиции: конкретно-процессное и обобщенно-фактическое значения.

В исследовании главным образом анализируются спонтанные лонгитюдные записи речи трех детей: Лизы, Ромы и Вани. Речь всех детей более или менее систематически записывалась на видео- и аудионосители от двух до пяти раз в месяц, и в настоящее время средняя продолжительность записей одного ребенка в месяц составляет примерно 180 минут (около трех часов). Детская речь и почти весь инпут затранскрибированы и закодированы1 в системе CHILDES с помощью морфологического кодировщика Morcomm. Дополнительно анализируются спонтанные лонгитюдные записи Вити.

Литература

Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). М., 1971.

Примечания

*Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации на поддержку ведущих научных школ НШ--1510.2003.6 "Петербургская школа функциональной грамматики" и гранта РГНФ 03--04--00--386а "Семантические категории и их выражение в детской речи (на материале русского языка)".

1 Огромную благодарность за титанический труд по транскрибированию и кодированию данных приносим М.И.Аккузиной и Е.К.Лимбах, без усилий которых данный материал был бы нам недоступен.