ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Цитата в речи ребенка и становление коммуникативных навыков на ранних этапах речевого онтогенеза

К.В.Гарганеева (Томск)

В речевой практике ребенка традиционно различаются "речь для себя" (эгоцентрическая речь) и "речь для других" (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже). Формы "речи для себя", выделяемые в современной онтолингвистике, подробно проанализированы в [Елисеева 2001]. Автором особо отмечается значение монологов и квазидиалогов как типов эгоцентрической речи в постижении языка посредством "апробирования новых языковых явлений" [Там же: 76] и рассматриваются возможные пути перехода от квазидиалога и монолога к речи, ориентированной на собеседника. Представляется, что в последнем случае важную роль играет присутствие "чужого слова" --- явление цитирования, распространенного в детской речи.

Предлагаемый материал дневника речевого развития Светы Г. позволяет проследить, как цитата из речи взрослого (матери или бабушки), текста сказки, стихов, рекламы включается сначала в монологическую, а затем и в социально направленную речь (диалог). И далее --- при условии регулярной поддержки цитатной реплики коммуникантом --- приобретает дополнительные коннотации и функции, превращаясь в способ реагирования на типичные, повторяющиеся ситуации. Первые цитаты в речи ребенка зафиксированы в возрасте 11 мес. В 1 г. 6 мес. начинается период активного использования цитат в функции стандартных реплик, закрепленных за определенной ситуацией: Взрослый (В.): Светочка, уже поздно. Ребенок (Р.): И что ты предлагаешь?1 (Из текста рекламы.) В.: Я предлагаю ложиться спать. Р.: Нет! Не хочет она! Она не хочет! В.: А все детки уже спят. Р.: И что ты предлагаешь? (1.07.20). Постепенно эта цитата становится реакцией на затруднительные или неприятные для девочки вопросы: В.: Это кто все разбросал? Р.: И что ты предлагаешь? ; см. также: Р. (ушибла руку, плачет): Ударилась. В.: Ну, давай пожалею (поглаживает руку ребенка). Прошло? Р.: Прошло. Такое бывает. (Утешение, услышанное от взрослого в подобной ситуации.) Впоследствии цитатное высказывание начинает выполнять функцию реакции на любые неприятности (падение, вид разрушенной башни из кубиков, мокрые штаны), выступая в качестве утверждения незначительности происшествия.

В возрасте 1 г. 11 мес., когда реплики ребенка в диалоге со взрослым становятся более самостоятельными и развернутыми, цитаты все чаще выступают в качестве дополнения к собственным высказываниям, приобретают функцию "перекодирования" на язык собеседника, речь которого является источником, например: Р. (высыпает карандаши из стакана на пол): Карандашики! В.: Как ты думаешь, ты хорошо сделала? Р.: Нет, нехорошо. В.: Собери, пожалуйста. Р.: Нет, не хочет! Не хочет собирать! (Берет конструктор.) Она строит башенку! (Смотрит, как мать собирает карандаши.) Да что это за девочка такая! Не договоришься с ней! (Цитирует мать.) (1.11.13).

Значительная часть случаев цитирования включена в квазидиалог. Посредством введения фигуры квазисобеседника, речь которого почти полностью цитатна, ребенок создает следующие речевые тексты различной жанровой природы.

1. Инструкция: Р. (собирает геометрический пазл): Это квадрат. Ну-ка, моя хорошая, посмотри, куда это надо...? Вот куда надо. Нет, неправильно, неправильно... Так не получится у тебя... Это не сюда... Это вот куда... Все правильно делаешь}. Вот, вот (1.08.17); Р. (сравнивает пуговицы): Это какие пуговки? Давай посмотрим... Смотри, красная. Тоже красная. Они одиваканые? [одинаковые] Одиваканые! А это? Смотри! Смотри внимательно! Неодиваканые [неодинаковые], нет, нет. А по форме какие? Круг! (1.08.21).

Цитаты, содержащие императивы, вопросы, побуждающие к действию, констатацию правильности / неправильности выполнения операций, чередуются с выражением оценки происходящего (одобрением / неодобрением): Р. (рисует): Красненький (о фломастере). А черненький надо закрывать (закрывает черный фломастер). Закрыла? Ну, молодец. Молодец. Ну-ка, зайку... [нарисуем]. Только на листочке можно рисовать... (берет книжку, водит по обложке закрытым фломастером). А на книжке нельзя! Ай-яй-яй! (1.09.25).

2. Просьба: Р.: А компот! Компот! А как надо сказать? Дай, пожалуйста, компот! Вот теперь я поняла: девочка хочет компот. Сейчас дам (1.08.23). Цитирование стандартных реплик квазисобеседника может выполнять фатическую функцию, выражая скрытую просьбу: Р. (берет телефонную трубку, "звонит"): Скажите, пожалуйста, а Светочке можно печенье? (цитирует прабабушку, зная, что печенье нельзя). Не добившись реакции взрослого, через несколько минут выражает просьбу открыто: А печенье! Печенье! (1.09.25). Скрытая просьба часто передается с помощью стандартных реплик, заведомо сообщающих о согласии взрослого сделать что-либо: Р.: А-а, ты хочешь про мальчика? Ну, давай, давай про мальчика! Жил-был один мальчик... (просит рассказать одну из любимых сказок) (1.09.15); Ну, сейчас я тебе почищу яблоко. Конечно, я дам тебе яблоко (просит яблоко) (1.10.03).

3. Одобрение / неодобрение собственных действий: Р.: Сама надела штанишки! Ай, молодец, девочка! (1.07.23); Р. (залезает на стол): Это кто залез на стол? Разве можно? Ляля ["хорошая девочка"]. Да какая же это ляля? Нет, не ляля. Никак не ляля. Хулиганка! (1.07.15).

Интонационное оформление цитаты может варьироваться и не совпадать с исходной интонацией цитируемой реплики, вследствие чего изменяется ее смысловое наполнение: Р. (наносит детский крем на стекло аквариума, в комнату входит бабушка): Ой, ой! А зачем ты мажешь рыбок кремом? Рыбок кремом мажешь? (Говорит все это с одобрительной интонацией.) (1.09.21).

Квазидиалог с использованием цитат часто представляет собой целостное воспроизведение типичной речевой ситуации; см., например, "разговор", происходящий в ожидании мамы: Р. (плаксиво): Мама... мама... мама... (далее --- спокойно, уверенно) Мама сейчас придет. Мама... мама... мама...(радостно) Мама пришла! Мама пришла! Вот видишь, бабушка тебя никогда не обманывает --- сказала, мама сейчас придет! (1.09.05), или "разговор" с капризничающим ребенком: Р.: Что случилось? А-а! Ты посмотри! Видишь, сколько ребятишек? И никто не кричит --- одна Света кричит... А-а! (1.09.07), а также "разговор" перед дневным сном: Р.: Спать пойдем? Спать! И Мишка ложится спать, и книжка ложится спать, и Света ложится спать. Ложись, Светочка! (ложится на ковер). Бай-бай-бай (1.09.10).

Таким образом, цитирование способствует воссозданию ситуации реального диалога (социальной речи) в рамках монологического дискурса и одновременно участвует в формировании и развитии таких базовых коммуникативных навыков, как привлечение внимания и поддержание контакта [Ли 2001: 27]. Цитаты помогают ребенку "вспомнить" типичное речевое поведение (свое и окружающих), включенное в тот или иной фрейм. При этом цитаты иногда становятся собственными реакциями ребенка на происходящее, особенно если это касается повторяющихся событий. В целом же цитата в детской речи, являясь одним из вариантов имитации как способа овладения языком, отражает не только освоение языковых образцов и моделей, грамматических форм, синтаксических конструкций [Цейтлин 2000: 35], но и "репетицию" самостоятельных, социально ориентированных полноценных коммуникативных актов.

Литература

Елисеева М.Б. От 2 до 5: речь "для других" и речь "для себя" (к вопросу об эгоцентрической речи ребенка) // Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Вып.2. СПб., 2001.

Ли Н.М. Приобретение коммуникативных навыков участия в диалоге ребенком второго-третьего года жизни // Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Вып.2. СПб., 2001.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000.

примечания

1 Цитаты в речи ребенка выделены жирным курсивом.