ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Освоение морфематического принципа русской орфографии (к типологии орфографической способности детей)

Н.Д.Голев, Е.А.Аввакумова (Барнаул)

В исследовании представлены результаты эксперимента, направленного на выявление и описание орфографической способности детей младшего школьного возраста и ее вариативности. Исследование производилось в трех первых классах гимназии N 42 г. Барнаула в январе 2004 года. В эксперименте принимало участие 52 ученика. Учащиеся к январю только освоили письмо и не были знакомы с правилами русской орфографии. Существует устойчивое мнение, что в письме первоклассников наиболее сильно проявляется фонетическое написание слов. Наша гипотеза заключается в том, что уже с начала усвоения письма у детей формируется представление обо всех принципах орфографии, причем у разных детей по-разному. Это обстоятельство может быть избрано в качестве основания для типологии орфографической способности. Настоящее исследование направлено на построение типологии орфографической способности, точкой отсчета для которой выступает морфемный принцип орфографии.

В ходе эксперимента учащимся было предложено написать слова, отобранные по нескольким критериям.

В 1-м случае дети писали слова с безударными гласными в корне: нога, трава, река, (рыжая) лиса, (хвойные) леса, морковь.

Во 2-м случае диктовались слова с орфограммой в различных аффиксах: мальчиков, пропустить, газовый, сухари, отдать.

3-е задание предполагало написание пар слов, первое из которых содержало морфему в сильной позиции, второе слово --- морфему в слабой позиции. Указанный порядок расположения слов предлагался П.О.Афанасьевым и Н.Д.Голевым для освоения детьми морфемного принципа написания слов интуитивным путем [Афанасьев 1936: 11; Голев 1997: 116--117]. Предложенное задание активизировало интуитивную способность детей к выделению морфем --- один из компонентов общей языковой способности личности. Были предложены следующие пары слов: ног --- нога, травы --- трава, реки --- река, лиска --- лиса, лес --- лесок, зубы --- зуб, 5 грибов --- 5 мальчиков, пропуск --- пропустим, дубовый --- газовый, отпуск --- отдам, сухарь --- сухари.

4-е задание предполагало написание слов с опорой на рациональное сознание. Для этого экспериментатор сначала прочел правило о единообразном написании морфем в упрощенной форме: "Слова надо писать одинаково" и привел примеры на доске: осы --- оса, бобр --- бобры, грибов --- вагонов, кедровый --- зерновой. После этого дети несколько раз повторили правило.

Для того чтобы дети не испытывали трудностей при подборе родственного или одноморфемного слова, были продиктованы, как и в предыдущем задании, пары слов (первое слово с морфемой в сильной позиции). Экспериментатор при диктовке постоянно повторял правило: "Слова пишутся одинаково", чтобы дети писали слова осознанно.

При анализе работ учащихся было выявлено следующее. В 1-м задании, в котором учащиеся писали слова с безударной гласной в корне без всякой опоры, из 52 респондентов 7 написали неправильно все слова, ориентируясь на фонетическое произношение. Двое учащихся написали предложенные слова абсолютно правильно. Остальные 43 ученика (подавляющее большинство) написали некоторые слова орфографически правильно, некоторые --- с ошибками.

Во 2-м задании 25 детей написали неправильно все слова (имеются в виду только те орфограммы, которые проверялись, ошибки на другие орфограммы не учитывались), трое написали полностью правильно. Остальные 24 учащихся написали некоторые слова правильно, некоторые --- неправильно. Данное задание показывает, что написание аффиксальных морфем дети усвоили (бессознательно, практическим путем) хуже, чем написание корневых морфем. Таким образом, эксперимент показывает постепенное бессознательное формирование единообразного написания аффиксов, тем более правописание многих аффиксов даже в дальнейшем не разъясняется в школьном учебнике, например, флексия -ов в слове мальчиков (данное слово является "лидером" среди правильного написания слов во 2-м задании).

В 3--4 заданиях правильность написания слов резко возрастала, т.к. давалась опора на слово с морфемой в сильной позиции и на рациональное осознание в 4-м задании. Из анализа последних двух заданий и при сопоставлении их с 1 и 2 заданиями была выявлена типология орфографической способности детей, отражающая характер усвоения морфемного принципа орфографии. Во-первых, выявляются две группы работ, в одной из которых в последних двух заданиях количество ошибок резко сокращается, в другой группе --- количество ошибок остается прежним по сравнению с первыми двумя заданиями. Соответственно первую группу условно назовем "морфематически сильной" (90%), вторую --- "морфематически слабой" (8%).

Во-вторых, среди "морфематически сильной" группы учащихся выделяются типы по критерию характера усвоения морфемно-орфографической информации1 (рационального либо интуитивного).

1. Рациональный тип наблюдается в том случае, когда 3-е задание, проверяющее бессознательный анализ слова-опоры (ноги --- нога), было выполнено с большим количеством ошибок. В 4-м задании, наоборот, количество правильно написанных слов возрастает, нередко наблюдается стопроцентная правильность. В исследуемых классах выявлено 24% детей, усваивающих морфемно-орфографическую информацию таким способом.

2. Интуитивный тип наблюдается в случаях, когда в 3-м задании большинство слов написано правильно. В 4-м задании количество ошибок возрастает. Например, Саша П. в 3-м задании допустил только одну ошибку, причем в довольно трудном слове отдам (написал адм). В 4-м задании было допущено уже 3 ошибки. Это позволяет сделать вывод о том, что рациональное осмысление написания слова мешает образному его восприятию. Первые два задания были выполнены с большим количеством ошибок. Всего было выявлено 16% учащихся с данным типом орфографической способности.

3. Интуитивно-рациональный (смешанный) тип выявляется в тех случаях, когда 3 и 4 задания выполнены практически одинаково, т.е. допущено одинаковое количество ошибок или их нет вообще. Данные результаты показывают, что у детей одинаково развиты как рациональное, так и интуитивно-образное мышление (60%).

Представленная типология языковой личности учащихся не является окончательной, она требует подтверждения и дальнейшего изучения каждого ученика.

Выявленная типология может помочь в личностно-ориентированном обучении детей, которое заключается в развитии сильных сторон учащегося, в подаче информации с учетом его сильных сторон (понятие соционики).

Литература

Афанасьев П.О. О морфологическом анализе слова как основе развития орфографических навыков // Вопросы орфографии в школе: Материалы научного совещания. М., 1936.

Голев Н.Д. Антиномии русской орфографии. Барнаул, 1997.

примечания

1 Понятие "характер усвоения информации" заимствуется из соционики.