ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Письмо Деду Морозу (предпосылки, мотивация и реализация письменной формы речевой деятельности у ребенка 5 лет)

Е.И.Грехова (Санкт-Петербург)

1. Обязательное условие письменной формы речевой деятельности --- сложившийся фонологический слух, становление которого проходит по мере упражнения артикуляторного аппарата ряд этапов от звукосимволических представлений (о-о-о --- большой, и-и-и --- маленький) и воспроизведения акцентно-слоговой структуры (аок --- совок, эо --- ведро) или отдельных элементов артикуляций (губная щель --- ин --- переднеязычная щель --- сфинкс) к ассоциированию минимальных звуковых сегментов с различными семасиологическими представлениями (мама --- папа, дом --- дам, напиш-и --- нарисов-и, мам-у --- солнышк-у, без-ногая --- с-ногая).

2. Решающий фактор фиксации внимания на минимальных единицах звучания (фонемах) в отвлечении от слов --- раннее знакомство с буквами (книги, кубики, буквенные обозначения), совпадение наименования буквы в алфавите со звуковой единицей (фонемой) в сознании ребенка.

3. Заинтересованность при чтении в получении закодированного смысла, "в узнавании осмысленных единиц --- слов, морфем... при обязательном посредстве буквенного (фонемного) облика этих единиц" [Зиндер 1987: 87] --- непременное условие собственной "графической" деятельности ребенка. Различные стратегии чтения: "вычитывание" смысла (ВА-РЯ --- Варенька), догадки по картинке (фава --- филин, сарасенок --- свинья). Накопление правил соотнесения букв с фонемами в различных графических контекстах ("басанок" ты сказал, а надо, чтобы на Г кончалось; не "птЭрадактиль", а "птЕрадактиль"). Осознание звуковых закономерностей живого языка.

4. Интуитивное применение правил графики, мотивированных звуковым обликом обозначаемых слов (КТО СЬЙЭЛ САСИСЬКУ) либо реальными или случайными связями с известными написаниями (ПОЖАЛСТА, ДИПЛОДОГА, ЗАУРОЛОВЫ).

5. Творческое письмо --- одновременный синтез высказывания и систематическое разложение звучания (замедленное произнесение по слогам) конкретных фраз устного языка на те или иные элементарные части. Ориентация на полный (замедленный) стиль произнесения. Упрощение групп согласных в разговорных словах (ЗДРАСТВУЙ, ПОЖАЛСТА). Сознательный выбор надлежащего написания (Как пишется Ы? Ведь здесь слышится Ы). Проблема идентификации с фонемой (буквой) звучаний в слабой позиции при отсутствии систематических морфологических представлений (НАБОР С ГИРМИОНАЙ, С РОНОМ И ФОРДИКАМ). Непоследовательность в реализации метаязыковой функции письменных знаков: слитное написание словосочетаний, обозначение пробелами интонационных пауз.

6. "Своя" орфография на основе читательского опыта и представлений о правильности.

Литература

Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987.