ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Специфика восприятия синтаксических конструкций в процессе аудирования учащимися начальных классов с тяжелой речевой патологией

О.Е.Грибова (Москва)

?

Реальная коммуникация предполагает динамичную смену коммуникативных ролей слушающего и говорящего в процессе ее реализации и возможна только при наличии адекватной реакции коммуникантов на каждую реплику собеседника. Таким образом, одним из условий, обеспечивающих эффективное вербальное взаимодействие (в том числе с целью обучения), является достаточно высокий уровень сформированности навыка аудирования, позволяющий ребенку не только воспринимать звучащую речь, но и перерабатывать ее в смысл.

В современной логопедии факт несовершенства коммуникативных процессов у учащихся с первичной тяжелой речевой патологией является общепризнанным.

Нами был проведен эксперимент по изучению специфики восприятия речевых высказываний учащимися 1--3 классов I отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи). На первом этапе эксперимента было отобрано 10 предложений различной структуры протяженностью 6--8 слов. Детям предлагалось выполнить несколько заданий: а) прослушать предложения 2--3 раза, выделить самые главные, по их мнению, ключевые слова из предложения; б) восстановить предложения по выделенным ключевым словам; в) прослушать каждое предложение и повторить его.

Лингвистический материал был верифицирован на группе детей --- выпускников детского сада (ФФН), не имеющих лексико-грамматического недоразвития, как соответствующий возрастным возможностям.

В экспериментальном исследовании участвовало 6 учащихся 1 класса и 6 учащихся 2--3 классов московских школ N 45 и N 28 V вида, имеющих логопедическое заключение: общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня, несформированность процессов чтения и письма, обусловленные ОНР.

Полученные данные наглядно продемонстрировали специфические особенности восприятия смыслового и формального содержания предъявленного материала учащимися с системной речевой патологией первичного генеза по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием и по количественным, и по качественным параметрам. Подавляющее большинство учащихся с тяжелой речевой патологией не смогло дословно повторить предложения, допуская пропуски значимых слов и аграмматизм. Примерно в 30% предложений допускались значительные искажения, что является одним из внешних проявлений полного непонимания общего смысла высказывания. При этом количество таких искажений было тем выше, чем меньше был опыт обучения ребенка в школе.

В ходе анализа полученного материала были выявлены определенные стратегии выделения ключевых слов, характерные для каждого ребенка. При этом внешне схожие стратегии имели различную степень успешности.

Для уточнения специфики стратегии выделения ключевых слов был проведен дополнительный эксперимент. Этим же учащимся было предложено для прослушивания две серии по 5 простых предложений различной синтаксической структуры, идентичных 5 предложениям из первого эксперимента, но состоящих из искусственных слов, простых по слоговому составу.

Было выявлено, что на семантически значимом языковом материале превалирует выделение в качестве ключевых слов, соответствующих денотатам высказывания, а при анализе искусственного языка на первый план выдвигаются грамматически маркированные элементы --- глаголы, предлоги, перечисления.

Успешность воспроизведения семантически значимых предложений коррелирует в большей степени не столько с уровнем сформированности отдельных сторон речи (звукопроизношения, лексики, грамматического строя), сколько со способностью воспроизводить различные слоговые структуры. Чем грубее был выражен симптом оральной апраксии при выполнении заданий с использованием искусственного языка, тем сильнее искажалось содержание семантически значимых высказываний. При этом прямой корреляции между количеством правильно произносимых звуков и степенью освоенности слоговых структур не отмечалось.

Предварительные выводы:

  1. На основе анализа данных можно предположить решающее влияние недостаточности освоения слоговой структуры как комбинационной системы минимальных произносительных единиц на формирование смысловых языковых единиц.
  2. Существует более жесткая, чем нам это представлялось, корреляция между уровнем сформированности экспрессивной и импрессивной речи.
  3. В процессе коммуникативной деятельности у детей с ОНР формируются определенные стратегии анализа синтаксических структур, которые оказываются неэффективными. Таким образом, необходима разработка специальных методов и приемов по целенаправленному обучению детей с общим недоразвитием речи смысловой переработке аудируемого материала.

Изучение механизмов, обуславливающих недостатки в становлении речевой системы при первичной речевой патологии, продуктивно для понимания механизмов и стратегий становления речи в онтогенезе.