ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Особенности семантики абстрактных лексем в языковом сознании старшего школьника

Е.И.Грищук (Воронеж)

Психолингвистическое исследование значений ста абстрактных лексем в языковом сознании старшеклассников, проведенное нами при помощи комплекса экспериментальных методик (свободный ассоциативный эксперимент; направленный ассоциативный эксперимент; метод субъективной дефиниции; подбор симиляров; подбор оппозитов; интерпретирующий эксперимент), позволяет сделать вывод о том, что языковое сознание современного старшеклассника переживает период сдвига (интенсивного изменения и развития).

В нем фиксируются многочисленные значения, не закрепленные в словарях русского языка, в том числе и новейших, что отражает, с одной стороны, динамику развития языкового сознания школьника, а с другой стороны, интенсивный процесс перестройки лексико-семантической системы русского языка. Анализ показал, что в целом абстрактные значения понимаются старшеклассниками недостаточно адекватно.

Исследование позволило выделить следующие виды представленности значений в языковом сознании ребенка: системные значения (зафиксированные в словарях) и несистемные значения (не зафиксированные в словарях, но выявленные в эксперименте: свобода --- отсутствие брачных отношений, милосердие --- умение прощать, скука --- состояние тоски, испытываемое от одиночества, авторитет --- лицо, занимающее высокое положение в уголовной иерархии и т.д.).

Целый ряд системных значений не нашел подтверждения в языковом сознании испытуемых, что может свидетельствовать о периферийности данных значений для языкового сознания старшеклассников, а в некоторых случаях --- о неактуальности значения в системе языка в целом.

Те или иные значения исследуемых абстрактных лексем могут не иметь подтверждения в языковом сознании подростков по следующим причинам. Испытуемые могут не знать какого-то значения даже знакомого многозначного слова в силу недостаточного жизненного опыта; могут не знать, как сказать --- в силу недостаточного развития языковых навыков. Кроме того, то или иное значение абстрактной лексемы может просто не актуализироваться в сознании подростка в момент проведения экспериментальных процедур.

Характерной чертой возрастного языкового сознания является наличие многочисленных ложных значений у исследуемых слов. Это, в основном, результат незнания, народной этимологии, словообразовательной аналогии или влияния прецедентных текстов. Примеры ложных значений: прогресс --- выгода; равенство --- свобода, такт --- точное планирование; пунктуальность, нежность --- осторожность; интеллигентность --- хорошая легкая профессия; стимул --- допинг.

Значительная часть ложных значений является следствием народной этимологии (молва --- от мольба, молитва; интеллигентность --- от интеллект; идеал --- от идол).

В языковом сознании старшеклассников обнаружено также такое семантическое явление, которое может быть названо "недифференцированностью значений". Так, сознание целого ряда испытуемых не дифференцирует значения слов культура и культурность, порядочность и порядок, терпимость и терпеливость, общение и общительность. Подобное явление мы рассматриваем как проявление возрастных особенностей языкового сознания.

Результаты исследования позволяют выделить абстрактные лексемы, семантика которых хорошо освоена языковым сознанием старшеклассника: бедность, дружба, коллектив, любовь, мудрость, независимость, роскошь, трагедия, удовольствие.

Трудна для сознания подростков, плохо ими освоена семантика абстрактных лексем: авторитет, варварство, взаимопонимание, гордость, демократия, долг, идеал, искусство, красота, личность, мировоззрение, престиж, прогресс, ревность, творчество, ирония, ханжество, энтузиазм, бдительность, такт, стимул, интеллигентность, принципиальность, выгода.

Результаты экспериментального исследования показывают, что в языковом сознании носителя языка существует как возрастная, так и гендерная специфика абстрактных лексем.

Выделяются следующие формы проявления возрастной специфики значений:

  • наличие возрастных значений, отмирающих во временной динамике;
  • наличие возрастных семантических компонентов;
  • различная яркость значений и отдельных компонентов в структуре значения;
  • изменение яркости значений и отдельных компонентов значения во временной динамике.

С возрастом изменяется степень актуальности и значимости различных значений многозначного слова, идет накопление количества значений с постоянным изменением степени их яркости, актуальности.

Исследование позволяет выделить в структуре языкового сознания носителя языка активную и инактивную зоны. Активную зону образуют максимально коммуникативно-релевантные значения лексических единиц, репрезентирующие наиболее конкретные по содержанию компоненты соответствующих концептов.

Инактивная зона образована коммуникативно малорелевантными значениями, которые, тем не менее, присутствуют в языковом сознании.

Исследование позволяет также сделать ряд выводов общелексикографического характера.