ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Воздействие индивидуальных особенностей речи матери на развитие речи ребенка на примере ротацизма*

А.Д.Громова (Санкт-Петербург)

Цель работы  --- определить степень влияния некоторых индивидуальных особенностей речи матери на речь ребенка в ряду различных факторов, таких как речь других членов семьи и других детей, привязанность к матери, уровень фонематического слуха ребенка и т.д. Мы исследуем соответствие произношения фонем и детьми, один из родителей которых страдает ротацизмом1, произношению этих же фонем родителями, а также сравниваем процесс становления произношения этих фонем у детей, родители которых страдают ротацизмом, и у обычных детей соответствующего возраста.

Роль матери в развитии ребенка в целом и в том числе в освоении им конкретного языка является решающей [Lacerda, Lindblom 1994; Locke 2001; Fernald 1985]. Однако этот фактор  --- лишь одна из многих составляющих среды, в которой ребенок проводит первые годы своей жизни и которая в значительной мере определяет его дальнейшее развитие. Данные, полученные нами, позволяют сделать определенные предположения о влиянии индивидуальных особенностей речи матери на речь ребенка. Материалом послужили магнитофонные записи диалогов детей разного возраста с их родителями или с экспериментатором. Опытную группу составляли семеро детей от 3 до 6 лет; трое из них посещали детский сад "Колыбелька". В контрольную группу входило девять детей в возрасте от 4 до 6 лет, чьи родители не страдали ротацизмом; шестеро детей из контрольной группы посещали детский сад "Колыбелька", где с ними регулярно работал логопед.

Были проанализированы форма волны на осциллограмме реализаций рассматриваемых фонем в различных контекстах, а также интенсивность звукового потока при произнесении сонанта. На основе слухового анализа и рассмотрения формы волны на осциллограмме был выявлен ряд типов реализаций фонем и : увулярный дрожащий сонант, сонорный щелевой звук, по звучанию часто приближающийся к гласному, смешение дрожащего сонанта с щелевым сонантом [l] (в виде аффрикаты). Затем была проведена статистическая обработка распределения этих типов в речи информантов в зависимости от контекста реализации, возраста ребенка; статистические данные о речи ребенка были соотнесены с соответствующими распределениями в речи родителя; для этой цели применялся критерий Уилкоксона.

Также измерялась интенсивность звука на фазе расширения и сужения щели для реализации в виде увулярного дрожащего сонанта. Было проведено сравнение этих характеристик в различных контекстах в речи ребенка, а также в одинаковых контекстах в речи ребенка и страдающей ротацизмом матери (по критерию Mann-Whitney). При этом главным образом учитывался следующий за рассматриваемой реализацией фонемы гласный звук как оказывающий наибольшее влияние на качество реализации.

В данный момент, помимо распределения вариантов реализации исследуемых фонем в речи детей, выполняется рассмотрение их качества в случае щелевых вариантов, имеющих формантную структуру, а также определение и сравнение формантных структур этих вариантов в речи детей из опытной и контрольной групп. На основе проведенной на данный момент работы (анализ записи речи одной взрослой женщины и трех мальчиков, не являющихся ее детьми, двоим из которых было 6.00 лет, а третий рассматривался на возрастном отрезке от 2.07 до 3.09 лет) можно предположить, что качество щелевой реализации рассматриваемого сонанта не зависит от контекста, в котором он произносится. Судя по формантной структуре, это звук среднего подъема (F1  --- 500--600 Hz), а по месту образования он близок к [e] (F2  --- 1500--1800 Hz). Результат сравнения этих вариантов между теми детьми из опытной и контрольной групп, которые вместе посещают детский сад, может рассматриваться как показатель влияния речи детей внутри группы друг на друга.

Полученные данные позволяют заключить, что в речи детей, чьи родители страдают ротацизмом, дрожание сонанта появляется гораздо раньше, чем в речи детей, чьи родители говорят в соответствии с произносительной нормой. Переднеязычный дрожащий сонант, нормативный в русском языке, достаточно сложен для произношения. Это один из последних звуков, которые осваивает ребенок [Волкова, Шаховская 2002]. По-видимому, увулярный вариант этого сонанта более прост, и дети быстрее достигают успеха при его имитации. При этом не у всех детей рассмотренное соотношение интенсивностей звука в фазах расширения и сужения щели соответствует этой характеристике в речи матери. С другой стороны, возможно, это объясняется индивидуальными особенностями артикуляторного аппарата ребенка, такими как высота неба в месте образования звука. По-видимому, здесь значительно большее значение имеет способ образования звука, чем точное повторение всех его характеристик.

В дальнейшем развитие ребенка зависит от множества факторов. Если кроме матери ребенок постоянно слышит речь других членов семьи, страдающих ротацизмом, то более вероятно, что он будет использовать соответствующие ненормативные варианты произношения в своей речи. Возможно, в противном случае ребенок, заимствуя у матери ненормативные варианты произношения, стремится затем избавиться от них и их распределение в его речи не соответствует их распределению в речи матери. С другой стороны, существуют случаи, когда, по-видимому, произношение матери оказалось единственным фактором, определившим произношение ребенка, т.е. при становлении артикуляции ребенок использовал главным образом тот речевой материал, который получал от матери. Иногда происходит так, что ребенок, напротив, не учитывает этот материал и начинает говорить нормативно, несмотря на ротацизм матери, даже раньше своих сверстников. По-видимому, большое значение здесь имеет такой фактор, как привязанность к матери, обеспечивающая приоритет примеров, которые она подает своей речью.

Литература

Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. М., 2002.

Fernald A. Four Months Old Children Prefer to Listen to Motherese // Infant Behavior and Development. 1985.

Lacerda F., Lindblom B. Modeling the Early Stages of Language Acquisition. 1994.

Locke J.L. Development of the Capacity for Spoken Language // The Handbook of Child Language. 2001.

Примечания

*Работа выполняется при финансовой поддержке РГНФ (проект N 03--06--12024в) и МО (N ГО2--1.7--413).

1Ротацизмом называется замена нормативных в русском языке переднеязычных дрожащих фонем и другими вариантами в силу тех или иных причин [Волкова, Шаховская 2002].