ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Влияние структуры и динамики развития базовых качеств матери на речевое развитие младенца

Е.И.Исенина, Т.И.Барановская (Иваново)

Влиянию речевой тактики взрослого на развитие речи у детей посвящены многочисленные исследования [Gleason 1993], однако вопрос о психологических качествах значимого взрослого, способствующих речевому развитию ребенка, является мало исследованным. Цель нашего исследования --- изучить влияние изменения структуры базовых качеств матери и особенностей динамики их развития на речевое развитие младенца.

В лонгитюдном исследовании участвовало 29 первородящих матерей в возрасте от 19 до 35 лет с различным социоэкономическим статусом и их первые дети в возрасте 3--4 мес., 7--8 мес., 12--13 мес. Речевое развитие младенцев исследовалось с помощью тестов Денвера, Узгирис и Хант, Бейли. Личностные качества матерей определялись с помощью 10 тестовых методик.

Базовые качества матери (КаМа) --- это основополагающие качества, имеющие решающее значение для развития ребенка как представителя рода Homo sapiens, члена культурного сообщества и индивида. На основании анализа исследований материнских качеств Е.И.Исениной были выделены характеристики базовых качеств матери (ХКаМа) и их операциональные параметры [Исенина 2002].

Принятие --- эмоционально тёплое отношение к ребенку. Отзывчивость включает внимание матери, ее эмпатию, адекватное реагирование, уважение индивидуальности ребенка, содействие в предметных действиях и содействие в общении. Качество матери субъект обучения общению>> (СОО) включает мотивацию матери развивать ребёнка, умение устанавливать его внимание к предмету разговора, организовывать очерёдность в разговоре, правильно дозировать порцию самостоятельного разговора ребенка (соответственно его возможностям), исправлять ошибки малыша и поддерживать его, побуждать к продолжению разговора, обучать принципам обработки лингвистической информации и развивать его лингвистические умения. Качество матери субъект обучения действиям с предметами>> (СОДП) включает в себя мотивацию матери развивать ребёнка, умение устанавливать внимание ребенка к предмету деятельности, правильно дозировать новую информацию, давать указания соответственно уровню развития и возможностям ребёнка, исправлять ошибки, поощрять его действия, побуждать к самостоятельному решению поставленной задачи.

В исследованиях Е.И.Исениной и Т.И.Барановской изучалась динамика развития системы базовых качеств матери и их характеристик на различных этапах развития младенца. Динамика развития включает в себя ход развития, сам процесс изменений, его обусловленность (факторы), направленность и последствия.

Результаты исследований показали, что система базовых качеств матери, обладающая структурой, изменяется на каждом этапе развития младенца. В зависимости от развития младенца, его деятельности изменяется значимость отдельных качеств, их отношения. Качества матери являются ее личностными характеристиками и содержат ценностно-смысловые ядерные константные компоненты, сформированные в предшествующие периоды жизни матери, ситуативные постоянные компоненты и ситуативные непостоянные ценностно-смысловые компоненты [Исенина 2002].

Отношения матери с ребенком, с другими членами семьи и с более отдаленным социумом представляют собой систему социальной ситуации базовых качеств матери. Источником развития качеств матери является социальная ситуация развития, которая понимается как система, в которую входит мать с ее ценностями и ожиданиями и ее значимое окружение --- ребенок, муж, может быть, другие члены семьи. Исследования показали, что динамика развития качеств матери зависит от востребованных в данный период развития социоэкономических ситуативных факторов, внутренних константных компонентов качеств и других востребованных личностных характеристик женщины.

Для изучения влияния структуры и динамики развития базовых качеств матери на речевое развитие младенца был проведен анализ связей речевого развития ребенка в возрастных периодах 3--4 мес., 7--8 мес., 12--13 мес. с качествами матери и их характеристиками, показателями социоэкономического статуса женщин, характеристиками их личности. Мы полагали, что в разных периодах речевое развитие младенца зависит от развития различных востребованных базовых качеств, разных социоэкономических факторов и различных личностных характеристик женщин нашей выборки.

Ниже приводятся результаты проведенного анализа.

В возрасте ребенка 3--4 мес. статистически значимые и близкие к значимым связям с речевым развитием ребенка имели КаМа и ХКаМа СОДП (43%), отзывчивость (35%), СОО (17%), принятие (4%). В возрасте младенца 7--8 мес. наибольшее число связей с речевым развитием ребенка имели КаМа СОДП (56%), отзывчивость (26%), КаМа > --- 6%. В возрасте 12--13 мес. связи показателей уровня речевого развития с КаМа и ХКаМа СОДП составляли 50%, с отзывчивостью --- 35%, с СОО --- 35%, с принятием --- 5%.

В возрасте ребенка 3--4 мес. наиболее важными социоэкономическими факторами, влияющим и на речевое развитие ребенка, были алкоголизация мужа, наличие мужа, совместное проживание с отцом ребенка и др. В возрасте 7--8 мес. наиболее важными социоэкономическими факторам, влияющими на речевое развитие ребенка, было наличие алкоголизации у женщины, образование отца ребенка, наличие мужа, совместное проживание с ним, образование женщины и др. В 12--13 мес. наиболее важными для речевого развития младенца были факторы алкоголизации матери и отца ребенка, отношения с мужем, его безучастность и др.

В возрасте ребенка 3--4 мес. наиболее важными личностными качествами матерей, влияющими на речевое развитие ребенка, являлись психотизм, уровень депрессии матери, экстроверсия, глорическая и коммуникативная ценностные ориентации женщины, зависимость от мнений других, стремление подавить волю младенца, чрезмерное вмешательство, чрезмерная концентрация на младенце, знания матери о развитии ребенка, значимость матери женщины и хорошие отношения с ней, значимость отца. В возрасте 7--8 мес. наибольшую значимость для речевого развития играли такие качества как запланированность беременности, романтическая ценностная ориентация, знания о развитии ребенка, уровень умственного развития матери и др. В 12--13 мес. наиболее важными для речевого развития ребенка были такие качества как психотизм, отрицательные чувства, полученные в детстве, доминирование матери женщины в детстве, отношение членов семьи к матери в детстве и др.

Таким образом, в зависимости от особенностей психического развития младенца в данном периоде, его деятельности происходят изменения в вовлеченности базовых качеств матери, влияющих на его речевое развитие, изменяется вовлеченность влияющих на речевое развитие социоэкономических и личностных факторов. Можно сделать вывод, что на развитие речи влияет не только речевое общение матери, но и вся социальная ситуация развития младенца в данный период.

Литература

Исенина Е.И. Понятие > // Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация). Иваново, 2002.

Gleason J.B. The Development of Language. N.Y., 1993.