ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Особенности функционирования оценочных прилагательных в речи ребенка

М.А.Ященко (Череповец)

В детской речи многочисленной группой представлены оценочные прилагательные. При современном рассмотрении аксиологические значения в языке представляют двумя основными типами: общеоценочным и частнооценочным [Арутюнова 1988]. Первый тип реализуется прилагательными хороший и плохой, а также их синонимами с разными стилистическими оттенками. Вторая группа более обширна и разнообразна. В нее входят значения, дающие оценку одному из аспектов с определенной точки зрения. Оценка предполагает ориентацию на норму и на оценочные стереотипы, т.е. на социальное представление о том, что такое хорошо и плохо для данного объекта.

На доречевой стадии (от 5 до 11 мес.) развития ребенка <<оценка>> в речи матери в меньшей мере предполагает ориентацию на норму, мать стремится вызвать ответную реакцию --- улыбку, эмоциональный жест, гуленье. Употребляя в своей речи прилагательные с семантикой <<добра>>, взрослые используют свойство <<хорошести>>, которое, по замечанию Ч.Стивенсона, обладает неким магнетизмом. Признавая, что что-то является хорошим, человек тем самым приобретает более сильную тенденцию действовать соответствующим образом, чем если бы оценка не состоялась. Связь с деятельностной стороной составляет отличительную черту оценочного значения. В сознании ребенка начинает зарождаться определенное основание оценки для определенного оценивания конкретных предметов, действий, себя самого.

Первоначально ребенок не ориентируется на какой-либо оценочный стереотип, он следует за оценочным суждением взрослого. Например, мать, употребляя оценочное прилагательное (киска хорошая) со знаком <<плюс>>, уясняет семантику слова, приглашая дочь произвести действие, выражающее ласковое (доброе) отношение к предмету. У ребенка нет понятия о системе оценочных значений, основанных на признаках хороший / плохой, он их должен познать, постигая нормативное представление о мире.

Оценочная шкала не любит равновесия: норма и среднее не совпадают, норма сдвинута к положительной части шкалы. В речи взрослого, обращенной к ребенку, не выявляются прилагательные с <<нормативным>> качеством. Точкой отсчета для таких прилагательных является типовая <<нормативная>> (усредненная) ситуация (<<как всегда>>, <<такой, как всегда>> и др.). На подобную точку отсчета ребенок не может опираться, т.к. для ребенка 2--2,5 лет воспринимаемый мир ограничен ближайшей действительностью, т.е. непосредственно окружающими его предметами и лицами.

Все ценностные суждения скрывают за собой общее утверждение, то есть отсылку к некоторому стандарту. <<Взрослый>> стандарт и зарождающийся <<стандарт>> ребенка различны. Ребенок употребляет общеоценочные прилагательные, но не производит разложение баллов на <<плюсы>> и <<минусы>>. Он не взвешивает их, а выдергивая и актуализируя тот или иной, выносит свою оценку. Оцениваемый объект может оставаться одним и тем же, а может претерпевать резкие скачки от плюса к минусу или наоборот: Мама плохая, мама хорошая (Аня С., 2.01.30); Хороший дед, плохой дед (Саша П., 2.04.05). При дальнейшей речевой деятельности ребенок уже осознает свою преднамеренную актуализацию того или иного плюса / минуса, не просто говорит о фактах, но и анализирует их, используя при этом оценочные прилагательные: Пойдем гулять. Погода хорошая потому что (Аня С., 2.06.05).

В детской речи, помимо общеоценочных, представлены и частнооценочные прилагательные: красивый, веселый, грустный и т.п. Наиболее ярко просматриваются психологические и эстетические оценки, этические менее актуальны. Это объясняется тем, что коммуникативная заостренность проявляется у прилагательных с общеоценочным значением, которые являются стимулом для развития сознательного отношения к действию.

При употреблении общеоценочных прилагательных у ребенка отмечается общая тенденция, направленная в сторону <<добра>>, что аналогично универсальной тенденции употребления оценочных слов позитивного характера (плюса) чаще, чем оценочных слов негативного характера (минуса). В период перехода к начальным многословным высказываниям в речи ребенка появляются прилагательные частнооценочного характера с ориентацией на собственную точку отсчета.

Литература

Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений // Оценка, событие, факт. М., 1988.