ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Семантические дефиниции производных слов как феномен речевой объективации языкового сознания ребенка

Н.М.Юрьева (Москва)

1. В лингвистике конца ХХ века на смену статическому взгляду на язык и пониманию сущности обозначения как явления, затемняющего <<внутреннюю работу>> и рефлексию языкового сознания при осуществлении номинации в процессах речепорождения, приходит осмысление номинации как сложной по структуре, механизмам и средствам операции речемыслительной деятельности субъекта. При изучении детской речи эта тенденция наблюдается в стремлении исследователей выйти из рамок дескриптивизма (с фиксацией внешних проявлений этого процесса), в попытках найти и обозначить внутренние познавательные структуры и процессы, стоящие за определенными фактами речевого развития ребенка.

2. Среди психолингвистических проблем онтогенеза речи особую сложность представляют проблемы, связанные с изучением внутренних феноменов речевого развития, К таковым, в силу специфичности процесса понимания языковых значений ребенком, относится проблема восприятия и осознания ребенком семантической структуры мотивированных языковых единиц. В центре нашего внимания находится динамика осознания словообразовательного значения производного слова (далее ПС) в онтогенезе речи, которая прослеживается на материале семантических дефиниций, полученных в экспериментальном исследовании.

3. ПС рассматривается как преобразованный аналог суждения о предмете и включается в триаду <<суждение о предмете --- понятие о предмете --- ПС>>. Дефиниция ПС понимается как процесс, обратный порождению ПС, которое начинается с процессов развертывания представления о предмете наименования, семантического анализа ситуации наименования в виде синтаксически расчлененной вербальной структуры и завершается ее синтезом, <<семантическим стяжением>> в едином слове-универбе, или производном. В основе семантической дефиниции ПС лежат аналогичные процессы речемыслительной деятельности: операции развертывания и извлечения информации, закодированной в морфологической структуре ПС. Эти операции и их результаты получают речевую объективацию в различных, как простых, так и весьма сложных языковых структурах. В силу особенностей процессов познания окружающего мира и языка в различные периоды онтогенеза, восстановление образа действительности, стоящего за ПС, и <<переход>> от знака-названия к знаку-суждению будет характеризоваться неоднородными дефинициями.

4. Анализ экспериментального материала позволил а) выделить различные типы семантических дефиниций, отражающих конкретные ступени освоения дошкольником семантики ПС родного языка; б) определить основные особенности этого процесса.

Для каждого периода развития ребенка характерен определенный <<набор>> и соотношение типов интерпретаций производных слов, свой уровень понимания и осмысления ПС, которые являются показателем процесса постижения ребенком семантической структуры такой сложной номинативной единицы, какой является производное слово. Осознание ребенком значения ПС предстает как поэтапный процесс, в котором фиксируются разные уровни (степени) осознанности и постижения ребенком семантики ПС.

Метод определения семантики ПС при помощи семантических дефиниций, с одной стороны, позволяет воспроизвести в конкретных формах и структурах динамику процесса осознания ребенком семантической сложности ПС и демонстрирует качественную неоднородность познавательных структур, формирующихся на различных этапах онтогенеза и определяющих осмысление семантики ПС детьми дошкольного возраста. С другой стороны, опираясь на него, мы еще раз убеждаемся в том, что слово, и особенно производное слово, должно быть не только <<присвоено>> (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский), но и освоено ребенком. Для его освоения ребенок располагает своими, на каждом этапе доступными ему средствами осознания и осмысления значения слова.