ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Перцептивный словарь взрослых и детей*

В.Б.Касевич, А.В.Смирнова, Е.В.Ягунова (Санкт-Петербург)

Важнейшей особенностью перцептивного словаря (= ментального словаря, к которому обращаются в процессе восприятия речи) можно считать характер его основной единицы: как можно полагать, таковой выступает словоформа, а не лексема. Практически доказано, что при восприятии речи существенно обращение к частотности слова, а в языках типа русского еще --- к его акцентному контуру, т.е. к характеристикам словоформы, а не лексемы. Если перцептивный словарь --- словарь словоформ, а не лексем, такой словарь не предполагает использования дополнительных процедур лемматизации в процессе восприятия речи; обращение к словарю при идентификации единиц текста приобретает > характер: единица текста непосредственно сличается с единицей словаря без промежуточного возведения ее к словарному варианту. Задача нашей работы заключается в проверке соответствующих гипотез с использованием свободного ассоциативного эксперимента, где в качестве стимулов используются как словарные, так и несловарные формы слов.

Основой данного сообщения служат предварительные результаты проводимых в настоящее время серий устно-устного варианта ассоциативного эксперимента, список стимулов которого включает различные формы существительных и глаголов1 . Основной список представляет собой часть парадигмы существительного (6 форм: И.п., Тв.п. и Пр.п. в ед.ч. и мн.ч.), а также часть парадигмы глагола (словарную форму, 3 формы прошедшего времени --- м.р., ж.р., мн.ч., императив и причастие настоящего времени). Протокол эксперимента представляет собой запись на магнитофонную ленту всей экспериментальной процедуры. Слова-стимулы подавались с магнитофона с интервалом около 6 секунд.

Данный эксперимент проведен как на взрослых (20 испытуемых), так и на детях 6 лет, языковой механизм которых находятся в стадии развития (28 испытуемых). Существенной для нас представляется возможность сравнить результаты этих двух серий эксперимента и тем самым приступить к исследованию путей формирования перцептивного словаря.

Таблица 1. Зависимость формы реакции от формы стимула

ВЗРОСЛЫЕ

ДЕТИ

часть речи стимула

форма стимула

форма реакции

форма реакции

словарн. несловарн. словарн. несловарн.
существительные словарн. 58%33%38%62%
несловарн. 18%64%19%81%
глаголысловарн. 64%23%29%71%
несловарн. 14%64%18%82%

Результаты эксперимента показывают, что использование стимула в несловарной форме резко увеличивает число реакций"=ответов, также характеризующихся несловарной формой. У испытуемых-взрослых наблюдается достаточно устойчивая корреляция между формой стимула и реакции, в то время как дети отдают предпочтение несловарным формам (см. табл. 1; не исключено, что преобладание стимулов в несловарных формах могло вызвать описываемое поведение испытуемых как результат самообучения в процессе эксперимента).

Не отраженные в табл. 1 качественные параметры соотношения стимулов и реакций характеризуются тенденцией использовать в реакциях не просто словарную / несловарную форму в ответ на соответствующий стимул, но ту же форму в реакции, что и в стимуле, например, с кошкой --> с мышкой, бежал --> стоял, или другую форму той же лексемы, например, с ложкой --> без ложки, думала --> не думала. Тем самым экспериментальные данные дают основания полагать, что испытуемые непосредственно переходят от словоформы как стимула к словоформе как реакции. Ведь идентификация стимула, основанная на обращении к словарю, неизбежно предшествует выбору реакции, поэтому приходится признать, что вход в словарь в данном случае --- это обнаружение соответствующей словоформы. В противном случае мы должны были бы полагать, что операции выполняются последовательно: сначала осуществляется процесс лемматизации, делающий возможным обращение к словарю (словарю лексем), и только затем --- возвращение к уже > словоформе для установления информации о ее грамматических характеристиках, которые и служат основанием для выбора словоформы-реакции. Некоторое рассогласование стимулов и реакций у испытуемых-детей говорит, вероятно, о том, что в их языковых механизмах словарь и грамматика еще в меньшей степени > по сравнению со взрослыми --- они реагируют больше >, а не на форму, к тому же сами грамматические парадигмы еще не вполне устоялись, соответственно не устоялся и перцептивный словарь.

Предположение о непосредственной связи формы стимула с формой реакции проверялось также путем изучения данных о времени реакции. Для детей наименьшим латентным временем характеризуются пары со словарной формой реакции. Эта тенденция сохраняется практически для всех типов пар, вне зависимости от типа ассоциативной связи (парадигматической, синтагматической, частично даже тематической). Для взрослых подобного соотношения не наблюдается. Оставляя пока в стороне вопрос о возможной интерпретации указанных результатов, отметим более в нашем контексте важное: в целом нельзя сказать, что несловарная форма стимула увеличивает время, необходимое для принятия решения. Следовательно, данные анализа времени реакции не противоречат сформулированной гипотезе.

Естественно, представляет интерес тщательное рассмотрение групп словарных и, главным образом, несловарных форм, внутри которых не наблюдается функциональное единообразие и >. Особенно пристальное внимание должно быть обращено на парадигматическую стратегию ассоциирования, в наибольшей степени отражающую перцептивный аспект деятельности испытуемого. Полагаем, что результаты, полученные на материале проводимого ассоциативного эксперимента, позволят приблизиться к пониманию того, как формируется перцептивный словарь в онтогенезе.

Примечания

* Работа выполнена при частичной поддержке РФФИ (грант N 03--06--80251).

1 Эксперименты и частичная обработка результатов в эксперименте со взрослыми испытуемыми проводились студентками СПбГУ О.Шрубковской и М.Звегинцовой.