ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Вставное употребление глагола <<делать>> в речи русских детей

К.Кирш (Ниймеген)

Общеизвестен факт, что дети, усваивающие английский или голландский языки, проходят этап, в котором они используют глагол do (или doe) совместно с другим лексическим глаголом в одном и том же высказывании [Davis 1987; Stromsworld 1990; Evers, Kampen 1995]. В английском, как и в голландском языке, глаголы do и doe можно охарактеризовать как полувспомогательные, или <<поддерживающие>> глаголы (support verb).

Поэтому неудивительно, что в прошлом случаи так называемых вставок глагола do (<<do-insertions>>) интерпретировались как актуализация темпоральности (<<tense spell-out>>) [Hollebrandse, Roeper 1995]. При этом подчеркивались затруднения детей при анализе морфологической категории времени.

Применяя схему анализа семантической финитности В.Клейна [Klein 1998], мы рассматриваем действия ребенка с новой точки зрения: согласно этой интерпретации, ребенок извлекает либо временной, либо утверждающий (ассертивный) компонент семантической финитности, предпочитая более прозрачное, аналитическое отображение функции в форме.

Все эти интерпретации отражают попытки ребенка усвоить комлексную идею финитности посредством анализа глагольной формы и разграничения семантических компонентов, которые иначе были бы совмещены в основном глаголе.

Однако и в русской детской речи мы находим редкие случаи, когда ребенок использует глагол делать совместно с другим лексическим глаголом.

Так как русский глагол делать не может функционировать как поддерживающий глагол, эти случаи открывают новые перспективы рассмотрения описанной проблемы.

Исследуя данные немецкой детской речи, мы находим интересные случаи употребления лексического глагола machen, который (в противоположность глаголу tun) ни в одном диалекте немецкого языка не является поддерживающим глаголом.

Контрастивный анализ немецких данных облегчает интерпретацию русских примеров, благодаря чему выясняется, какими аналитическими стратегиями пользуется ребенок, употребляя слово делать совместно с другими лексическими глаголами.

Данная работа предлагает семантический анализ ненормативного употребления глагола делать в детской речи. Приводятся результаты контрастивного анализа русских и немецких данных, а также первые результаты предварительного эксперимента по усвоению глагола делать.

Литература

Davis H. The Acquisition of the English Auxiliary System and Its Relation to Linguistic Theory, 1987.

Evers A., Kampen J. van. Do-insertion and LF in Child Language // O.T.S. Yearbook 1994, 1995.

Hollebrandse B., Roeper T. The concept of DO-insertion and the Theory of INFL in Acquisition // Proceedings of the Groningen Assembly on Language Acquisition 1995, 1996.

Klein W. Assertion and Finiteness // Issues in the theory of language acquisition, 1998.

Stromsworld K. Learnability and the Acquisition of Auxiliaries, 1990.