ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Сравнительный анализ экспериментальных процедур организации интерактивного диалога между детьми*

А.Н.Корнев, В.В.Люблинская, Э.И.Столярова (Санкт-Петербург)

В настоящее время внимание многих исследователей привлечено к изучению онтогенетических аспектов диалогической речи. Целый ряд публикаций посвящен диалогу в ситуации <<взрослый --- ребенок>> (например, [Цейтлин 2001; Казаковская 2004]). Значительно меньше известно о формировании коммуникативных способностей и навыков диалога в ситуации общения <<ребенок --- ребенок>>. Известно, что коммуникативные навыки общения со сверстниками формируются в онтогенезе со значительным отставанием по сравнению с общением ребенка со взрослыми (М.И.Лисина, А.Г.Рузская). Изучение такого типа диалога особенно актуально в связи с тем, что оно в наибольшей степени отражает истинный уровень коммуникативной компетенции ребенка. Ситуация, когда он не получает поддержки и организующей помощи от взрослого, демонстрирует его самостоятельность и инициативность в речевой коммуникации. Общение с равным --- это то, что в дальнейшем станет для него наиболее частой и жизненно важной коммуникативной ситуацией.

В ряде работ описаны наблюдения, свидетельствующие о том, что в старшем дошкольном возрасте достигает достаточной зрелости так называемая интерактивная форма диалога [Юрьева 2001]. Существенной проблемой в изучении интерактивного диалога является создание ситуации сотрудничества детей, стимулирующей диалогическую речь. В работе [Арушанова 1998] в качестве приема формирования навыков диалогической речи предлагаются разнообразные <<игры парами>>: различные виды совместного складывания разрезанной картинки, совместное рисование. Н.М.Юрьева как экспериментальную модель изучения онтогенеза диалога в дошкольном возрасте использовала совместное срисовывание [Юрьева 2001].

Есть основания предполагать, что характер совместной деятельности, тип решаемых задач могут существенно влиять не только на содержательную сторону диалога, но и на его структурное оформление, организацию речевых высказываний, представленность разных типологических форм диалога. Данный аспект проблемы практически не исследован.

Целью настоящей работы было сопоставление различных ситуаций совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста с точки зрения влияния первых на характер диалога детей, сопровождающего процесс взаимодействия. В качестве методики исследования были использованы следующие экспериментальные процедуры1: совместное складывание рассказа из серии картинок (две серии из 6 и одна из 5 картинок); складывание рассказа из картинок, отбираемых из смешанного набора (включающего элементы обеих серий), имевшегося в наличии у каждого ребенка2; совместное срисовывание картинки; совместная сборка пирамидки по схеме3; совместное складывание картинки из 9 кубиков по образцу.

Предметом сопоставительного анализа были такие показатели, как эмоциональная экспрессивность, эмоциональное принятие / непринятие партнера, коммуникативная активность, уровень речевой активности, интенсивность обмена диалогическими репликами, развернутость диалогических реплик, связанность диалогических реплик, преобладающие типы речевых актов.

Предварительные результаты анализа показали, что характер задач, решаемых детьми в процессе совместной деятельности, существенно влияет на большинство вышеуказанных показателей. Наиболее продуктивными с точки зрения порождения интерактивного диалога оказываются ситуации совместной сборки пирамиды и складывание картинки из кубиков.

Литература

Арушанова А.Г. Диалогическое общение детей дошкольного возраста // Общение и двуязычие: подходы и данные. М., 1998.

Казаковская В.В. Вопросо-ответные единства в диалоге <<взрослый --- ребенок>> // Вопросы языкознания. 2004. N 2.

Цейтлин С.Н. Некоторые особенности диалога <<взрослый --- ребенок>>: функции реплик-повторов // Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Вып.2. СПб., 2001.

Юрьева Н.М. Экспериментальное исследование диалогического взаимодействия детей-сверстников в совместной деятельности // Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Вып.2. СПб., 2001.

Примечания

* Доклад сопровождается демонстрацией видеоматериалов.

1 В эксперименте участвовали 4 пары детей в возрасте 5--6 лет: 2 пары девочек и 2 смешанных по полу пары. Во время выполнения заданий взрослые покидали помещение. Поведение детей регистрировалось посредством видеозаписи. Обработка видеоматериалов проводилась методом экспертной оценки.

2 В процессе выполнения задания дети вынуждены были использовать взаимообмен, добирая недостающие картинки для своей серии.

3 Ситуация была регламентирована таким образом, что один из детей, имея в руках схему, диктовал партнеру порядок сборки пирамиды. Элементы пирамиды поровну распределялись между <<руководителем>> и <<исполнителем>>, что вынуждало <<исполнителя>> просить недостающие элементы конструкции.