ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Роль морфемы в визуальном распознавании слова

И.В.Королёва (Санкт-Петербург)

Более двадцати лет в западных психолингвистических работах исследовали роль морфологической структуры в визуальном распознавании слова в алфавитных языках и то, как морфологически сложные слова представлены в ментальном лексиконе. В настоящее время популярны так называемые теории двусистемного подхода, согласно которым наиболее регулярные частотные словоформы хранятся и восстанавливаются как целое, в то время как менее частотные словоформы составляются в процессе речепроизводства или чтения [Pinker, Prince 1991; Marslen-Wilson 1994; Luzzatti 1995; Marslen-Wilson, Tyler 1997].

Задача нашего исследования --- изучить то, как при чтении слов, инноваций и псевдослов обрабатываются и организуются морфемы в морфологически сложных словах. Согласно методикам обучения чтению, вначале детей учат читать отдельные звуковые единицы (например: и-ду), затем подводят к стадии слогового чтения и, далее, к целостному узнаванию слов. По отношению к алфавитным культурам, включающим все европейские языки, было выделено три последовательные стадии в развитии навыков чтения: логографическая, алфавитная и орфографическая [Frith 1985]. Как пишет Величковский: <<Постепенно алфавитное чтение сменяется тем, что можно условно назвать стадией орфографического чтения, т.е. чтения, учитывающего характерные сочетания букв и морфологию слова...>> [Величковский, Величковский 2004].

Мы предполагаем, что при переходе к пословному чтению дети проходят этап <<поморфемного чтения>>, т.е. разбивают слова с прозрачной морфологической структурой не просто на слоги, а на знакомые им морфемы.

Для проверки этой гипотезы было проведено два эксперимента по чтению слов, в которых четко выделяются приставка, корень, суффикс. Испытуемыми были 23 ученика 1-го класса общеобразовательной школы, обучающиеся по традиционной программе. В качестве стимулов использовались знакомые испытуемым слова, псевдослова (изменялась согласная буква в начале слова) [Тест речевого и коммуникативного развития 2002] и детские словообразовательные инновации с прозрачной морфологической структурой [Словарь детских словообразовательных инноваций 2001]. На дисплее компьютера поочередно появлялись слова-стимулы, которые в разных сериях эксперимента нужно было 1) прочитать вслух; 2) прочитать вслух и определить, что предъявлялось: слово или не слово.

Предварительные результаты показывают, что у детей, читающих знакомые слова пословно, наблюдалась тенденция к сегментации словоформы на морфемы (например: домчик как дом-чик, почайпить как по-чай-пить, разить как раз-зить). Дети, читающие отдельными звуковыми единицами, отделяли окончание (например: надырить как н-а-ды-р-ить, покремить как по-к-рем-ить). Большинство детей определили как слова: знакомые слова из теста, глаголы-инновации (вымчать, вкапать, мягчить), существительные-инновации (гретель, брилка), некоторые псевдослова прочитывались как слова (например: зтроить как строить). Дети реагировали на реально существующие псевдослова быстрее, чем на инновации и псевдослова, а на псевдослова быстрее, чем на инновации.

Исходя из предварительных данных, можно сделать вывод, что при чтении инноваций дети осознают их морфемный состав; знакомые слова читают целиком; псевдослова часто читают как знакомые слова. Таким образом, наш вывод служит подтверждением теории двусистемного подхода, согласно которой наиболее частотные словоформы хранятся и восстанавливаются как целое, в то время как менее частотные словоформы составляются в процессе речепроизводства или чтения.

Литература

Величковский Б.Б., Величковский Б.М. Когнитивная психология 2000. М., 2004.

Тест речевого и коммуникативного развития. СПб., 2002.

Словарь детских словообразовательных инноваций / Сост. С.Н.Цейтлин. 2001.

Frith U. New directions in the study of reading. L., 1985.

Luzzatti C., Mondini S., Semenza C. Lexical representation and processing of morphologically complex words: evidence from the reading performance of an Italian agrammatic patient // Brain and Language. 2001.

Marslen-Wilson W.D., Tyler L.K., Waksler R., Older L. Morphology and meaning in the English mental lexicon // Psychological Review. 1994.

Marslen-Wilson W.D., Tyler L.K. Dissociating types of mental computation // Nature. 1997.

Pinker S., Prince A. Regular and irregular morphology in the psychological status of grammar // Proceedings of the 1991 Meeting of the Berkeley Linguistic Society. Berkeley, 1991.