ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Вопрос как игра и как способ накопления словарного запаса (на материале речи детей от двух до девяти лет)

Е.А.Косых (Барнаул)

В период освоения родного языка вопрос становится основным способом накопления опыта, возможностью расширить кругозор, а также средством выражения мыслей, желаний и стремлений ребенка. <<Вопросительная>> деятельность --- это необходимый и обязательный процесс, показатель психологического (духовного) состояния и успешного языкового развития маленького носителя языка. Однако, задавая вопрос, ребенок может использовать его в качестве своеобразной игры. При этом каждый ответ взрослого воспринимается ребенком как история, которая должна иметь вполне определенное, по его мнению, окончание. Поскольку спрашивающий и отвечающий могут преследовать в диалоге разные цели (взрослый --- обучающие, воспитательные, ребенок --- познавательные), не всегда можно предсказать <<финал>> игры-диалога: Ребенок (Р.) (наблюдает за тем, как бабушка ощипывает петуха): Баба, а где у него голова? Взрослый (В.): Потерял, Лера, не слушал бабушку и потерял. Вот и ты, не будешь слушаться, и тоже голову потеряешь! Р.: И вы меня ощипите?! (Лера К., 2.04).

Вопрос служит ребенку средством уточнения лексических значений известных ему слов и способом создания новых. Нередко детский вопрос появляется рефлексивно --- как ответ на некорректный вопрос взрослого: В.: Ксеня, вы в зоопарк ходили? А кто из животных больше на человека похож: лев или обезьяна? Р.: Чем, баба? (Ксеня К., 5.04). Некоторые, довольно типичные в понимании взрослого, вопросы в детской интерпретации могут приобретать новый смысл, заставляя взрослых задумываться над правильностью и точностью оформления ответа.

Вместе с тем, вопрос для ребенка является и возможностью поделиться собственными переживаниями или показать свое умение размышлять: Р.: А почему Дед Мороз и Снегурочка в дом не заходят? Р.: Боятся растаять. В.: Ну, растают, новые намерзнут (Лера К., 4.10). Иногда ребенок задает вопрос, чтобы проверить нечто уже известное ему или требуемое от него в определенных жизненных ситуациях: Р.: А почему Серый волк бабушку и внучку целиком глотает?! Надо же кусать, а то подавится! (Лера К., 3.10). Вопрос ребенка может появиться там, где взрослый его <<не видит>>: Р. (читает вывеску на магазине <<Дары полей>>): А зачем их поливать? (Нина Е., 5.00).

Безусловно, умению задавать вопросы детей учат взрослые. Чем больше родители общаются с ребенком на уровне диалога, который практически невозможен без вопросов (собственно вопросов, вопросов-восклицаний, уточнений и переспросов), тем больше словарный запас ребенка.