ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Модальные маркеры в речи детей: становление функций и системы

М.Краузе (Вена)

Исследования на материале разных языков показывают, что эпистемическая модальность как внутренне дифференцированная семантическая категория устанавливается в онтогенезе достаточно поздно (ср., напр., [Stephany 1993]). В настоящем исследовании освещается процесс становления у русскоязычных детей системы модальных маркеров с опорой на критерий эпистемической силы. Материалом служат простые предложения с модальными словами. Ранее опубликованные данные по 5-летним и 11-летним детям [Овчинникова, Угланова, Краузе 1999; Krause, Ovcinnikova, Uglanova 2002] дополняются результатами экспериментов с группой 8-летних детей.

В отношении модальных слов можно сделать вывод о том, что внутренний лексикон детей только к 8 годам обнаруживает устойчивое наполнение крайних градаций эпистемической шкалы --- полной уверенности и неуверенности. Этот вывод согласуется с данными других авторов, напр., [Coates 1988; Bascelli, Barbieri 2002]. С другой стороны, даже у 8-летних детей только 7 из 23 предъявляемых модальных слов вызывают статистически значимые устойчивые оценки эпистемической силы. Среди них преобладают --- так же, как у 6-летних детей --- модальные слова с самой высокой эпистемической силой. Эта асимметричность наполнения крайних градаций обусловлена рядом семантических и прагматических свойств модальных слов. Показательно, что она не обнаруживается в исследованиях, проведенных на материале модальных глаголов и предикативов. Асимметричность наполнения градаций свидетельствует о сложности формирования категории эпистемической модальности как в когнитивном, так и в языковом планах. При этом следует учитывать, что некоторые модальные слова оказываются незнакомыми или непривычными еще в возрасте 8 лет. Становление категории проявляется в динамике оценки детьми эпистемической силы модальных слов с корнем -вид-: очевидно, видно, по-видимому.

Далее в исследовании освещается вопрос о том, как компенсируется лексический дефицит при помощи просодических индикаторов уверенности / неуверенности. В этих целях использовались звучащие предложения, совпадающие по структуре с письменно предъявленными предложениями из первой части работы. Оказалось, что финальное движение основного тона, наличие пауз и хезитаций оказывают влияние на реакции детей. Вместе с тем, на данном материале не подтвердилась гипотеза, согласно которой маленькие дети используют интегральные признаки интонации, характеризующие высказывание в целом, --- такие, как средний основной тон и его диапазон. В целом наблюдения по просодике приводят к выводу о том, что требуется более детальное исследование на материале, подготовленном специально для детей.

Третья часть исследования посвящена обсуждению разрыва между продуктивными и рецептивными данными. Известно, что дети, говорящие на разных языках, употребляют модальные слова, начиная со 2-го, 3-го года жизни (для русского языка ср. [Гвоздев 1961; Столярова 1992]). Чем же руководствуются дети, если эпистемическую категорию нельзя считать установившейся в таком раннем возрасте? Какие функции выполняют использованные ребенком модальные слова? Напрашивается предположение о том, что рано употребляемые модальные слова обеспечивают прежде всего прагматические функции поддержки речевого взаимодействия, а также служат выражению желательности, надежды. Но для того, чтобы окончательно решить вопрос о первичных функциях рано употребляемых модальных слов и связанную с ним проблему соотношения порождения и восприятия речи, требуется проведение лонгитюдных исследований, в ходе которых могли бы быть собраны данные, позволяющие судить о соотношении продуцирования и понимания модальных маркеров одними и теми же детьми. Такой исследовательский метод был бы желателен для дальнейшего изучения становления категории эпистемической модальности.

Литература

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

Овчинникова И.Г., Угланова И.А., Краузе М. Оценка уверенности --- неуверенности высказывания детьми двух возрастных групп // Проблемы детской речи. СПб., 1999.

Столярова И.В. Выражение субъективно-модальных отношений в детской речи // Детская речь: Лингвистический аспект. СПб., 1992.

Bascelli E., Barbieri M.S. Italian children's understanding of the epistemic and deontic modal verbs dovere (must) and potere (may) // Journal of Child Language. 2002. N 29.

Coates J. The acquisition of meanings of modality in children aged eight and twelve // Journal of Child Language. 1988. N 15.

Krause M., Ovcinnikova I., Uglanova I. Gewiss? Ungewiss? Zur Entwicklung des Verständnisses der epistemischen Modalität bei russischen Jungen und Mädchen // Gender-Forschung in der Slawistik. Wien, 2002.

Stephany U. Modality in first language acquisition // Modality in Language Acquisition. Berlin, New York, 1993.