ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

О формировании языковой картины мира у ребенка

Е.С.Кубрякова (Москва)

Вхождение ребенка в мир языка --- это не только постепенное знакомство его с обозначениями сущностей вокруг него и не только само удивительное открытие того, что у вещей есть имена. Это, наконец, не только включение ребенка во все более осознаваемые им акты его общения со взрослыми. Даже небольшой круг общающихся с ребенком и <<снабжающих>> его первыми отрезками речи начинает фактически знакомство ребенка с миром, уже интерпретированным языком и представленным в особой системе его форм и категорий. Параллельно когнитивному развитию ребенка и способствуя этому развитию происходит ориентация ребенка с помощью языка в особенностях членения окружающего его мира, его осмысления и оценки. При кажущемся и действительно ограниченном числе языковых данных <<на входе>> эти данные никак не могут быть охарактеризованы как <<бедные>>: постоянно фиксируя внимание ребенка на важном и релевантном для его поведения, на доступном для его интеллекта и т.п., они способствуют формированию картины мира по образцу и подобию картины мира языковой, т.е. соотносящейся с принципами сортировки явлений в данном языке и отражающей принципы концептуализации и категоризации мира, принятые в этом языке. Для разъяснения всех происходящих при этом процессов имеет смысл вернуться к понятию глубинных семантических структур, стоящих за внешними поверхностными формами языка.