ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Этапы овладения значениями прилагательных в онтогенезе

А.И.Лаврентьева (Москва)

Утверждение о том, что появление прилагательных в детской речи всегда происходит после появления существительных и глаголов, может справедливо рассматриваться в качестве одной из психолингвистических универсалий. Бедность адъективного пласта детского словаря отмечается как лингвистами и психолингвистами, так и методистами по развитию речи.

Наши исследования позволили проследить последовательность овладения словами, обозначающими признаки объектов действительности, в онтогенезе [Лаврентьева 1995; 1998].

1. На первом этапе этого процесса имеет место игнорирование детьми прилагательных. Даже при описании свойств и качеств объекта дети заменяют прилагательные существительными в той или иной грамматической форме (мячик --- он такой... с полосочками; кукла --- ну, какая она... с косичками!). Прилагательные же ребенок осваивает в этот период только с точки зрения плана выражения.

2. Ребенок осваивает семантическую сторону прилагательных лишь тогда, когда для данной конкретной лексической единицы находится слово, противоположное по значению, и возникает семантическая шкала с двумя полярными по смыслу членами (большой --- маленький; хороший --- плохой). Далее в пределах возникших семантических шкал появляются промежуточные члены, воспринимаемые детьми как близкие друг к другу по значению (холодный --- прохладный --- теплый --- горячий).

3. Осваивая значения параметрических и качественно-оценочных прилагательных, дети опираются на антонимические шкалы большой --- маленький и хороший --- плохой, что ведет к употреблению в пределах одного и того же речевого отрезка прилагательных, являющихся членами различных коррелирующих антонимических шкал (Эта дорожка длинная, а та --- низкая). Подобное явление В.Ф.Петренко предложил называть <<склеиванием>> шкал.

4. Постепенно происходит выделение и актуализация роли других семантических элементов значений крайних членов антонимических шкал (чему способствует в значительной мере их использование в различных ситуациях общения), и это приводит в дальнейшем к ослаблению действия тенденции <<склеивания>> семантических шкал.