ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Об изучении динамики развития коммуникативного сознания младшего школьника

Н.А.Лемяскина (Воронеж)

Быстро развивающимся и актуальным направлением современной коммуникативной лингвистики является изучение коммуникативного поведения (нации, группы, личности).

Коммуникативное поведение --- совокупность реализуемых в коммуникации правил и традиций общения той или иной лингвокультурной общности, группы носителей языка или отдельного индивида.

Проводимое нами с 1996 г. исследование коммуникативного поведения младшего школьника (1-й --- 4-й классы) позволило разработать модель описания диалогического и монологического коммуникативного поведения (включающую такие составляющие, как адресность, тематичность, стратегичность, нормативность, реактивность, невербальность, коммуникативный идеал), методику описания коммуникативного поведения ребенка (анкетирование, включенное и опосредованное наблюдение, методика наводящих вопросов) и осуществить комплексное описание коммуникативного поведения младшего школьника по разработанной модели. В результате создания описания коммуникативного поведения была выявлена возрастная динамика развития коммуникативного сознания ребенка.

Под коммуникативным сознанием понимается совокупность коммуникативных знаний и механизмов, которые обеспечивают весь комплекс коммуникативной деятельности человека [Попова, Стернин 2002: 29]. Важнейшей спецификой коммуникативного сознания является его категориальная структура.

Под коммуникативными категориями понимаются самые общие коммуникативные концепты (понятия), упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления. Каждая коммуникативная категория содержит определенное концептуальное знание о коммуникации (информационно-составляющая категории), а также прескрипции (предписания) по осуществлению коммуникативного процесса. Информационная и прескрипционная составляющие коммуникативной категории дополняют друг друга и существуют в неразрывном единстве, но при описании могут разграничиваться [Стернин 2003: 99].

В ходе исследования коммуникативного сознания младшего школьника было также проведено выявление содержания отдельных концептов, которые представляют наибольший интерес в рамках изучения коммуникативной личности и являются наиболее релевантными для коммуникативного поведения младшего школьника.

Результаты описания коммуникативного поведения младшего школьника и исследования содержания концептов позволили выявить коммуникативные категории, которые представлены в коммуникативном сознании ребенка данного возраста наиболее ярко и отражают возрастную специфику развития коммуникативного сознания (вежливость, коммуникативная оценочность, общительность, коммуникативный идеал и др.).

Так, в рамках коммуникативной категории оценочности в сознании младших школьников достаточно ярко представлен такой компонент, как комплиментарность, который постепенно усиливается от 1-го к 4-му классу. Интересно, что при этом обнаруживается и высокая степень инвективности общения.

Практика показывает, что обучение учащихся культуре общения [Лемяскина, Стернин 2000] способствует более быстрому и адекватному формированию коммуникативных категорий и их положительных компонентов (вежливость, комплиментарность) и уменьшению доли отрицательных компонентов коммуникативных категорий в коммуникативном сознании младших школьников с ориентацией на бесконфликтное общение.

Литература

Лемяскина Н.А., Стернин И.А. Культура общения: Учебно-методический комплекс для начальных классов (1--4). Воронеж, 2000.

Стернин И.А. Об особенностях русского коммуникативного сознания // Человек в информационном пространстве: Сб. науч. тр. Ярославль, 2003.

Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. Воронеж, 2002.