ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Формирование фонемной структуры слова в детской речи

А.И.Лысенко (Санкт-Петербург)

Исследование представляет собой результат наблюдений автора за речевым развитием одного ребенка в возрасте от 1.09 до 3.05 лет. На протяжении 9 месяцев (с момента резкого увеличения активного словарного запаса в 2.04 до установления нормативного произношения большинства слов в 3.01) велись практически ежедневные дневниковые записи. Всего было зафиксировано около 1800 единиц. Произносимые ребенком слова записывались без использования каких бы то ни было дополнительных символов.

Цель исследования --- выяснить, как и на основе чего ребенок строит звуковой облик произносимых им слов.

На первом этапе работы слова ребенка сравнивались с соответствующими <<взрослыми>> словами. Практически всегда верно передавались качество ударного гласного и ритмико-слоговая структура слова (количество слогов и место ударения). Гласные в заударной части слова (после ударного гласного) также обычно сохранялись. Предударная часть слова ребенка часто строилась при помощи редупликации, и таким образом безударные гласные совпадали с ударным:

прилетела <<пепепеля>> (2.04).

Таким образом, состав и порядок гласных в слове ребенка могли быть получены с помощью линейных преобразований состава и порядка гласных соответствующего <<взрослого>> слова. Применение подобного предположения к составу и порядку согласных привело к отрицательному результату. Оказалось невозможным сформулировать общие для всех слов правила перехода от <<взрослого>> слова к слову ребенка лишь путем линейных преобразований, таких как упрощение групп согласных или ассимиляция. По-разному в разных словах могли передаваться не только одни и те же группы согласных, но и совпадающие последовательности звуков в одинаковом положении относительно ударного слога:

конфета <<лелетя>> (2.04) --- конфетка <<веветька>> (2.04);

прыгала <<лигага>> (2.06) --- трогала <<лёдядя>> (2.06).

Рассматривались лишь устойчивые единицы: ребенок по крайней мере несколько раз произнес слово указанным образом.

При анализе звукового облика слов ребенка оказалось, что при выборе и расстановке согласных особое значение имел признак места образования. Например, губные согласные чаще появлялись в предударной части слова, чем в заударной. Слова, имеющие сходный состав, но различный порядок согласных, могли передаваться практически одинаково:

платочек <<патотик>> (2.05) --- тряпочка <<патитька>> (2.05).

70% всех зафиксированных в процессе наблюдения слов имели один и тот же относительный порядок согласных: губной --- переднеязычный --- заднеязычный. Например:

бегемотик <<манёнётик>> (2.04);

расчесочка <<лёлётитька>> (2.04).

Все единицы, зафиксированные за первый месяц наблюдения (всего 326), имели указанный относительный порядок согласных в пределах одной и той же (предударной или заударной) части слова.

Далее был произведен анализ слов с точки зрения признаков способа образования и сонантности составляющих согласных. Здесь также были выявлены определенные закономерности. Так, если в пределах одной и той же части слова есть и сонант, и шумный согласный, сонант всегда находится ближе к ударному гласному. Если рядом (в предударной или заударной части слова) есть и смычный, и щелевой, ближе к ударному гласному оказывается щелевой:

плывут <<булють>> (2.04); динозаврик <<вававалик>> (2.04); кораблики <<балялики>> (2.04).

Описанные признаки (места образования, способа образования и сонантности) являются релевантными в языке ребенка и достаточными для формального описания звуковых единиц.

Таким образом, слово ребенка может рассматриваться как единая и неделимая единица, в которой все согласные взаимообусловлены, а согласного как фонемы, характеризующейся собственным набором дифференциальных признаков, в языке ребенка еще нет.

При сравнении детских слов с исходными оказалось, что в 80% случаев согласные ударного и первого заударного слогов передаются правильно. В противном случае при переходе изменяются значения одного или нескольких признаков этих согласных --- видимо, под влиянием окружающих согласных. Согласные предударной и заударной части слова могут быть достроены в соответствии с описанными закономерностями распределения значений релевантных признаков согласных на протяжении слова.

На основании полученных данных предлагается метод построения слова ребенка по исходному. На первом этапе выделяются некоторые наиболее <<яркие>> характеристики исходного слова (признаки согласных в ударном и первом заударном слогах, наличие в слове губного согласного, наличие согласного к в конце слова). Эти характеристики так или иначе передаются в слове ребенка. Например:

собирать <<балялять>> (2.04).

Здесь верно переданы основные признаки согласных ударного и первого заударного слогов (р и т) и наличие в слове губного б. Приведем другой пример:

динозаврик --- <<вававалик>> (2.04).

Здесь передан щелевой характер согласного ударного слога (з), однако изменено значение признака места образования для достижения наиболее предпочтительного порядка согласных губной --- переднеязычный --- заднеязычный. Такое изменение возможно благодаря наличию губного <<в>> в первом заударном слоге.

На втором этапе для сохранения ритмико-слоговой структуры слова необходимое количество слогов достраивается с помощью редупликации.