ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Консонантные группы в языке детей дошкольного возраста (на материале польского языка)

Ст.Милевский (Гданьск)

Были проанализированы группы согласных в составе слов, взятых из работы Х.Згулковей и К.Булчьинскей >, в которой содержится 100 тыс. выражений (6123 слов и 15863 словоформы). Материал был записан фонологически, введен в компьютер и подвергнут статической обработке.

Были разграничены группы согласных в начале, в середине и в конце слов. Всего во всех позициях отмечено 894 консонантных соединения. Наиболее многочисленны в детских речевых текстах среднеслоговые групы согласных (581), которые составляют 64,99% всех выделенных групп согласных. Позиция, в которой появляется меньше всего групп согласных (64), --- это конечные слоги. В текстах дошкольников в конце слов появляется всего 7,16% всех выделенных консонантных соединений. В начале слов в текстах дошкольников выделено 249 групп соглосных, что состовляет 27,85% всех сочетаний согласных.

Мы предполагаем, что более позднее появление в онтогенезисе языка стечения согласных в финальной позиции по сравнению с соответствующими стечениями согласных в инициальной и медиальной позиции является следствием частоты этого типа структур в разных позициях в слове.

Наиболее многочисленными оказались структуры, состоящие из 2-х согласных. Они составляют 62,08% от числа всех групп согласных, выделенных из текстов детей дошкольного возраста. Частота появления групп из 3-х согласных среди других соединений этого типа составляет 7,55%. Частота появления групп согласных, состоящих из большего числа элементов --- 0,35% суммы всех появляющихся консонантных соединений.

Многие группы сочетаний согласных появляются в детских текстах только один раз. Все отмеченные группы согласных с частотой появления, равной 1 (f = 180), составляют 20,13% всех выделенных консонантных соединений.

Не все согласные ведут себя одинаково активно при создании групп согласных. Некоторые из кластеров, появляющихся в детских текстах, нарушают принципы польского фонотакта и типичны исключительно для польской речи дошкольников.