ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

О возможностях применения идей коммуникативной грамматики в онтолингвистике

Н.К.Онипенко (Москва)

1. Концепция коммуникативной грамматики позволяет представить грамматическую систему русского языка как трехмерное пространство, центром которого является говорящий и его коммуникативно-речевые потребности. Такой подход соединяет системно-грамматическое и текстовое описание языковых единиц.

2. В системном описании организующим центром становится синтаксис, поскольку именно в синтаксисе слово обретает трехмерность (морфологическая форма, категориально-семантическое значение и функция соединяются в единое целое). В синтаксисе слово-синтаксема рассматривается как строительный материал словосочетаний и предложений. Синтаксемы системно организованы, и в основе их системного представления лежит функционально-семантический принцип: соединение категориального значения и функционального статуса (синтаксемы свободные, обусловленные и связанные). На тех же основаниях строится системное описание русских моделей предложения (модели базовые, изосемические, свободные --- центр системы; модификации и синонимы базовых, текстово обусловленные и, наконец, фразеологизированные, связанные, занимающие периферию синтаксической системы).

3. Периферийные модели предложения характеризуются коммуникативно-регистровой обусловленностью, то есть текстовой или ситуативно-речевой прикрепленностью. <<Ситуативные>> (по терминологии В.Г.Адмони) высказывания связаны с Я-здесь-сейчас говорящего. Ситуативная прикрепленность может быть <<первичной>> (для междометий) и <<вторичной>> (для экспрессивно-окрашенных речевых реакций, выражаемых <<фразеосхемами>> (термин Д.Н.Шмелева) типа \textit{Куда ему работать?}). В детской речи мы имеем дело с ситуативностью первого типа.

4. Если сопоставить центр и периферию синтаксической системы взрослого носителя русского языка и этапы онтогенеза синтаксической системы, то можно увидеть, что усвоение синтаксиса начинается не с центра, а с периферии. На этапе однословных высказываний, при несформированной подлежащно-сказуемостной структуре ребенок пользуется именно периферийными, с точки зрения синтаксиса взрослого человека, средствами, прежде всего реактивного регистра речи.

5. Усвоение системы синтаксем начинается с синтаксем предметных, а не признаковых в их предметных же функциях. При этом аппарат актуализирующих категорий оказывается ненужным, поскольку синтаксемы организуют высказывания об актуальном настоящем.

6. Формирование лексем --- это абстрагирование номинативных (или создание) единиц от единиц синтаксически обусловленных (синтаксем), поэтому наиболее простыми оказываются лексемы с предметной категориальной семантикой.

7. Когда номинативная функция соединяется с коммуникативной в высказываниях, получающих предикативную двучленную структуру, предложение получает возможность стать внеситуативным и работать в условиях текста. В тексте высказывание не теряет связи с точкой зрения говорящего, но теперь это уже не собственное Я говорящего, а его типовое Я, то есть тип модуса. На основании единства модуса предложения организуют регистровый фрагмент текста.

8. Овладение навыками построения повествовательных и описательных текстов может быть представлено как онтогенез системы коммуникативных регистров, который начинается с репродуктивно-повествовательного и информативно-описательного типов речи. При этом коммуникативная цель одного высказывания и интенциональная характеристика всего текста должны совпадать.

9. Использование модели 4-х ступеней интерпретации текста (языковые модели, речевые модели, речевая тактика, текстовая стратегия) для анализа первых детских текстов позволяют увидеть (а) информативный объем высказываний, соединяющихся в текст, (б) набор текстовых интенций и этапы их усвоения, (в) увеличение объема текстовой стратегии.

10. В докладе будет предложен анализ первых детских письменных текстов с точки зрения теории коммуникативной грамматики. Речь пойдет о закономерностях формирования нарративных стратерий.