ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Ретроспективный подход к исследованию речевого онтогенеза

К.Ф.Седов (Саратов)

Традиционно изучение речевого онтогенеза базируется на наблюдениях за коммуникативными проявлениями ребенка или же на основе экспериментов, выявляющих динамику становления детской речи от рождения до зрелости. Поиски новых методов и областей науки о становлении коммуникативной компетенции приводят к осмыслению возможности иного аспекта исследования процесса формирования языковой личности, который можно было бы назвать ретроспективным подходом. Суть его заключается в том, что в качестве предмета изучения выступает коммуникативная компетенция взрослого, вполне сформировавшегося человека. Основным предметом подобного исследования становится персональный дискурс, анализ которого позволяет создать речевой портрет, модель идиостиля, отражающую уникальную картину речевого поведения человека в разных коммуникативных условиях. Онтолингвистический ракурс такого подхода заключается в том, что образ языковой личности, созданный в результате анализа речевых действий, рассматривается через призму речевой биографии человека, что позволяет реконструировать своеобразие процесса становления коммуникативной компетенции конкретного пользователя языком, двигаясь как бы в обратном направлении. Подобный анализ речевого материала напоминает работу реставратора: вглядываясь в речевой портрет, снимая слой за слоем краску, исследователь может в статичном облике раскрыть драматургию процесса становления человека в одном из наиболее существенных проявлений его личности --- в способности к коммуникации.

Первым, наиболее поверхностным слоем портрета языковой личности следует считать систему языковых характеристик коммуникативного поведения, которая позволяет определить тип речевой культуры личности (элитарный, среднелитературный, литературно-разговорный, фамильярно-разговорный, просторечный, народно-речевой, арготический и т.п.). Здесь на первый план выступает отношение говорящего к литературному языку, владение / невладение им ортологическими и стилевыми нормами, присутствие в дискурсе диалектного, просторечного, арготического субстратов и т.п. Анализ типа речевой культуры позволяет выявить социолингвистические особенности речевой биографии личности, атрибутировать влияние социального окружения на процесс становления ее коммуникативной компетенции.

Следующий шаг к реставрации истинной картины становления коммуникативной компетенции --- описание особенностей ментального лексикона личности, выявления в нем особенностей индивидуальной концептосферы. Особую роль здесь играет исследование прецедентных феноменов: фраз, имен, фрагментов, которые отсылают к текстам, известным широкому кругу пользователей языком. В полном объеме подобные речеупотребления составляют то, что носит название индивидуальной речевой субкультуры. Изучение ментального лексикона, явлений речевой субкультуры, позволяет выявить своеобразие духовной атмосферы, в которой происходило формирование коммуникативной компетенции.

Особое значение в понимании особенностей формирования языковой личности человека имеет анализ особенностей стилевого и (особенно!) жанрового мышления. Здесь речь идет об овладении стереотипами вербально-знакового оформления типических ситуаций социального взаимодействия людей (речевых жанров). Первое, что можно установить с очевидностью, --- это степень владения / невладения языковой личностью нормами жанрового поведения. Здесь нужно отчетливо сознавать то, что абсолютно всеми речевыми жанрами ни один человек в полной мере владеть не может. Есть люди, прекрасно чувствующие себя в рамках разговора по душам, но не умеющие поддержать разговора на уровне сплетен; можно найти человека, который умеет великолепно рассказывать анекдоты, но не может произнести элементарный тост и т.п. Более того, есть бытовые жанры, существование которых в рамках одного языкового сознания взаимоисключают друг друга. Если представить себе все жанровое пространство бытового общения на временном срезе в виде панно, состоящего из загорающихся лампочек, то проекция индивидуальных сознаний языковых личностей на это панно каждый раз будет давать разный набор загорающихся лампочек. Причем каждая языковая личность будет высвечиваться уникальным сочетанием огней, ибо жанровое сознание каждого человека неповторимо. Такая неповторимость объясняется неповторимостью социального опыта каждого человека, уникальностью его речевой биографии. Именно жанровое мышление становится центральным фактором формирования языкового сознания человека, входящего в дискурсивную деятельность.

Анализ жанрового состава персонального дискурса, соотношение в нем риторических и нериторических жанров, изучение своеобразия стратегических и тактических предпочтений в разворачивании внутрижанровой интеракции позволяет перекинуть мостик от особенностей формирования языка к пониманию процесса становления коммуникативных черт характера. Особенно важно в этой связи изучение особенностей поведения личности в коммуникативном конфликте. На основании анализа личностно ориентированного дискурса можно квалифицировать степень агрессивности, центрированности или кооперативности как черт коммуникативного портрета. А это, в свою очередь, дает основание делать выводы об особенностях раннего социогенеза и его роли в формировании идиостиля человека.

Ретроспективный подход к изучению речевого онтогенеза предполагает обращение исследователя к достижениям смежных наук: от неориторики до классического и современного психоанализа. Это, в свою очередь, заставляет раздвинуть рамки онтолингвистики, побуждает ее осваивать новые научные пространства.

Предлагаемый метод имеет, как нам представляется, теоретическую и практическую значимость. С одной стороны, он дает возможность глубже проникнуть в тайны формирования коммуникативной компетенции, с другой --- позволяет объективно диагностировать недостатки речевой биографии конкретного человека и корректировать дальнейшее становление его личности.