ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

Усвоение ребенком эпистемической модальности

В.М.Швец (Череповец)

Эпистемическая модальность (также именуемая: модальность достоверности, персуазивная модальность) является в русском языке функционально-семантической категорией, содержание которой представляет собой оценку говорящим сообщаемого с точки зрения достоверности, то есть соответствия действительности. Основными средствами выражения данной категории в русском языке являются модальные слова и частицы, модальные глаголы и предикативы, предикаты знания и мнения, а также модальные фразы [Беляева 1990: 159]. К средствам выражения эпистемической оценки также относят интонационные и паралингвистические средства [Lyons 1977: 797].

Овладение эпистемической модальностью является важной ступенью в речевом и когнитивном развитии ребенка, поскольку усвоение семантики данной категории свидетельствует о формировании в сознании ребенка интеллектуальной оценки сообщаемого как достоверного либо не являющегося таковым в соответствии с имеющимся у него знанием об оцениваемой ситуации. Овладение средствами выражения модальных значений, выражающих эпистемическую оценку, позволяет ребенку выразить свое мнение / знание об оцениваемой ситуации, а также оказать воздействие на собеседника (убедить в соответствии сообщаемого действительности, удостовериться в истинности информации и т.п.), что составляет важную часть коммуникативной компетенции ребенка.

Семантика эпистемической модальности дифференцируется по нескольким модальным значениям, представленным в русском языке соответствующими средствами выражения. Основными типами являются значения простой (имплицитной) достоверности, проблематической достоверности, категорической (подчеркнутой) достоверности [Панфилов 1977: 41]. Анализ лонгитюдных записей речи детей1 позволяет нам проследить последовательность овладения ребенком средствами выражения эпистемической оценки высказывания и сделать выводы об усвоении детьми модальных значений. Мы исходим из предположения, что первоначально недискретная семантика достоверности дифференцируется в сознании ребенка и соответственно маркируется, представляя собой указанные типы значений.

Значение простой достоверности не маркируется специальными средствами. Оно содержится в семантике утвердительных высказываний в изъяснительном наклонении [Белошапкова 1981: 479]. Таким образом, в первых детских высказываниях семантика достоверности содержится имплицитно: ребенок еще не способен вербально выразить свое отношение к сообщаемому с точки зрения соответствия --- несоответствия действительности, хотя и может выразить свою оценку паралингвистически или с помощью интонации. Такие проявления являются эмоциональной реакцией ребенка, но в основе ее лежит интеллектуальная оценка информации в соответствии с имеющимися у ребенка знаниями, что еще раз доказывает наличие тесной связи эмоциональных реакций и познавательных процессов у ребенка в раннем возрасте [Лепская 1997: 23--27].

О формировании собственно языковой категории модальности мы можем говорить, когда ребенок начинает овладевать предикацией --- то есть способностью устанавливать отношения между субъектом высказывания и предикативным признаком и выражать их с помощью категорий времени, наклонения, интонации, а также модальных глаголов [Шахнарович 1999: 125]. Эпистемическая модальность представляет собой разновидность субъективной оценки предикативного отношения, поэтому ее формирование начинается вслед за началом овладения ребенком предикацией.

Значение проблематической достоверности появляется в речи ребенка как маркированное по отношению к имплицитной достоверности. Противопоставление высказываний по признаку > начинает выражаться при помощи модальных слов в возрасте около 2.00--2.06. Первоначально ребенок усваивает общий семантический признак > и выражает его с помощью одной или нескольких лексем с этим значением: Шарик там, наверно, там (Лиза Е., 2.01.20); Это, по-моему, лев (Лиза Е., 2.01.18). Дальнейшая дифференциация модальных значений и их выражение в речи ребенка происходит по следующим признакам: неавторизованная оценка --- авторизованная, проблемное знание --- проблемное мнение, эпистемическая необходимость --- эпистемическая возможность, оценка предположения --- умозаключения. Наши наблюдения показывают, что основные семантические оппозиции внутри значения проблематической достоверности усваиваются ребенком в возрасте 2.06--4.00. При овладении средствами выражения также выявляется определенная последовательность: модальные слова (2.00)2  --- модальные частицы (2.07) --- модальные фразы в функции вводных слов (2.08) --- модальные глаголы и предикативы (3.06) --- модальные фразы в функции главной части сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным (4.00). Последовательность овладения ребенком эпистемическими экспликаторами обусловлена особенностями формирования его грамматической системы, а именно --- усложнением синтаксической структуры высказывания.

Появление лексических средств выражения подчеркнутой достоверности в речи детей относится к возрасту около 2.00--2.06 и является прагматически обусловленным: подтверждение предположения собеседника либо собственного предположения: Мама надевает с лошадкой... (штаны). Да, да, это лошадка (Лиза Е., 2.01.20). Дальнейшее овладение средствами выражения данного значения (наиболее активно усваиваются в 2.06--5.00) связано с усвоением таких сем как: подтверждение имевшегося у говорящего предположения --- опровержение, уверенность в достоверности неверифицируемого предположения / оценки, неавторизованная --- авторизованная оценка и др.

В докладе предполагается рассмотреть последовательность усвоения семантики и соответственно средств выражения модальных значений, составляющих структуру эпистемической модальности, выявить общие закономерности и некоторые индивидуальные различия овладения ими детьми, а также показать некоторые особенности функционирования средств выражения эпистемической оценки в диалоге.

Литература

Белошапкова В.А. Современный русский язык. М., 1981.

Беляева Е.И. Достоверность // Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. Л., 1990.

Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М., 1997.

Панфилов В.З. Категория модальности и ее роль в конституировании структуры предложения и суждения // Вопросы языкознания. 1977. N 4.

Шахнарович А.М. Модальность // Детская речь в зеркале психолингвистики. М.,1999.

Lyons J. Semantics. Cambridge, 1977.

Примечания

1 Материалом нашего исследования послужили записи Фонда детской речи им. А.И.Герцена, аудио и текстовые файлы речи детей Института физиологии им. И.П.Павлова РАН, а также дневниковые записи родителей.

2 Указана нижняя возрастная граница появления в речи детей.