ИЛИ РАН
Сайт находится в разработке. В ближайшее время будет доступна обновленная версия

О двух тенденциях речевого онтогенеза и разных стратегиях построения вербального текста

Т.И.Зубкова (Санкт-Петербург)

Исследования детской речи последних десятилетий прошлого века показали, что существуют две основные тенденции речевого онтогенеза. Есть аналитическая (левополушарная) стратегия развития от части к целому, от однословных высказываний к высказываниям из двух, трех и более слов. Наряду с нею действует и другая стратегия: от целого к части, холистическая (правополушарная). Л.С.Выготский писал, что ребенок начинает с целого в развитии семантической стороны речи и лишь позже переходит к овладению частными смысловыми единицами, отдельными словесными значениями [Выготский 1996: 306--307]. Но в случае преобладания холистической стратегии речь идет о развитии от целого к расчленению на части и в фонетическом (> по Л.С.Выготскому) плане, о нацеленности сразу на высказывание целиком. В раннем возрасте речь ребенка нередко малопонятна, его взрослым собеседникам приходится учитывать интонацию, жесты, ситуацию, в которой происходит общение. А.А.Леонтьев использовал удачный термин >, описывая первые годы речевого развития детей, когда ребенок стремится воспроизвести общий звуковой облик слова, не обращая внимания на отдельные звуки, когда звуковое наполнение слова подвижно в пределах общего облика [Леонтьев 1965: 91]. У детей с преобладанием холистической речевой стратегии это стремление воспроизвести общий звуковой облик не ограничивается только словом, а распространяется и на сочетания слов, и на предложения, и даже на отрезки речи. В исследованиях речевого онтогенеза для обозначения этих стратегий используются разные термины, такие как аналитическая стратегия и гештальт-речь [Peters 1976], референциальные и экспрессивные дети [Bates и др. 1988].

Наши выводы основываются на многолетних наблюдениях за речевым развитием ребенка с четко выраженной холистической стратегией (мужской пол, леворукость), а также на изучении опубликованных дневниковых записей речи детей и отдельных наблюдениях. Обе стратегии прослеживаются в речевом развитии всех детей, и выбор вида речи может быть связан с ситуацией общения; например, при назывании предмета или действия ребенок скорее всего воспользуется словами даже в случае преобладания холистической стратегии, но при общении с близкими взрослыми он постарается воспроизвести высказывание целиком, не обращая внимания на детали. Детская речь демонстрирует наглядные примеры не только преобладания одной из стратегий, но и их сложного взаимодействия. На аналитическом пути от части к целому может проявиться стремление воспроизвести что-то целиком. Например, в речи некоторых детей можно проследить формирование противопоставления > еще до появления этих последних: начинает употребляться некий неименительный падеж, обозначаемый окончанием . Речевое развитие упомянутого выше информанта представляло собой яркий пример гештальт-речи, когда отдается предпочтение общему интонационному контуру в ущерб тому, чем этот контур заполняется. Могли использоваться правильные >, т.е. застывшие формы и формулы, а промежутки между ними заполняли нечленораздельные, но интонационно оформленные отрезки речи, связанные с реальной или воображаемой ситуацией. Эта нечленораздельная речь развивалась как интонационно, так и грамматически и отличалась от эгоцентрической речи по функции, т.е. это была социальная речь, речь для других, а не для себя. Не вызывает сомнений, что преобладание одной из двух стратегий при усвоении родного языка связано с успехами или неуспехами ребенка в дальнейшем, например, при обучении чтению и письму. Принятые методы обучения --- это аналитический путь от элемента к целому, они не годятся для детей с четко выраженной холистической стратегией речевого развития. Как правило, эти дети учатся читать и писать сами не благодаря, а вопреки обучению. В школе им приходится сталкиваться со многими трудностями, о которых пишут, например, исследователи, назвавшие свое направление нейропедагогикой [Еремеева, Хризман 2001].

Когда указанный информант научился самостоятельно создавать письменные тексты, можно было заметить, что они обладают рядом характерных особенностей. В них сочетались отрывистость и усложненность. Метафорические процессы преобладали над метонимическими. Есть разные методы выявления левополушарного, правополушарного и смешанного типов реагирования. Нам представляется, что анализ письменного текста может помочь найти лингвистические критерии определения предпочтений, связанных с преобладанием аналитической или холистической речевой стратегии. Аналитическая стратегия подразумевает последовательную обработку, что при построении вербального текста приводит к логичному развертыванию высказывания вправо, идеальный пример такого рода текстов --- научная проза или деловой стиль. Знаки препинания расставляются в соответствии с правилами, нет лишних точек, многоточий или тире (грамотность пишущего, естественно, подразумевается). Метонимические процессы преобладают над метафорическими. А холистическая речевая стратегия в письменной речи --- это отрывистый синтаксис, разрывы, инверсии; чаще обычного встречаются регрессивные, ветвящиеся влево структуры, характерна так называемая >, т.е. большое число вложенных друг в друга стрелок от подчиненных слов к подчиняющим при представлении предложения в виде дерева синтаксического подчинения; возможны нарушения закона проективности. Эти тенденции приводят к нестандартной пунктуации: к использованию тире, многоточия, точки, запятой, восклицательного и вопросительного знаков не только там, где требуется по правилам. Метафорические процессы преобладают над метонимическими. Эти предположения были проверены и подтверждены экспериментально, а испытуемыми стали студенты младших курсов филологического факультета СПбГУ обоих полов (50 человек), которым было предложено выразить в свободной форме свои впечатления от осени и осеннего дня за окном. Полученный материал подтвердил наличие двух указанных подходов к построению вербального текста, двух полюсов, двух крайностей, между которыми располагаются промежуточные варианты.

Мы полагаем, что преобладание аналитической или холистической стратегии при усвоении родного языка в детстве и в речевом поведении в целом может быть выявлено с помощью лингвистического анализа письменного текста, описывающего какие-либо события или явления и созданного свободно, без давления специального задания.

Литература

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки --- два разных мира. СПб, 2001.

Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.

Bates E., Bretherton I., Snyder L. From First Words to Grammar: Individual Differences and Dissociable Mechanisms. Cambridge, 1988.

Peters A. Language Learning Strategies: Does the Whole Equal the Sum of the Parts // Working Papers in Linguistics. 1976. Vol.8. N1.