Научные интересы

  • синтаксис современного русского языка: субстантивные предложения, эллипсис компонентов предложения, модальные конструкции (возможность и долженствование), синтаксическая синонимия
  • освоение ребенком родного языка (закономерности формирования индивидуального языка; онтогенез семантических категорий)
  • детские речевые инновации как материал, свидетельствующий о многоярусности системы грамматических правил, о лакунарности языка и о его потенциях
  • речевые сбои как доказательство сложных отношений между мозгом (трактуемым как совокупность бессознательных процессов, осуществляемых при порождении речи) и сознанием

Краткая научная биография

Стелла Наумовна Цейтлин родилась в Москве 23 февраля 1938 года. В 1955–1960 гг. училась в МГПИ им. В. И. Ленина. После окончания института несколько лет преподавала литературу и русский язык сначала в школах Москвы, а потом Ленинграда, куда переехала в связи с замужеством.

В 1968–1971 гг. училась в заочной аспирантуре ЛГПИ им. А. И. Герцена на кафедре русского языка (научный руководитель — Александр Владимирович Бондарко). Одновременно начала работать на кафедре ассистентом на условиях почасовой оплаты. В 1972 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Субстантивные предложения в современном русском языке и их темпоральная характеристика». В 1980 г. была принята ассистентом на вновь образованную кафедру русского языка для нефилологических специальностей: стала сначала штатным ассистентом, а с 1984 года — доцентом этой кафедры.

В 1989 году С. Н. Цейтлин защитила докторскую диссертацию «Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка)». В 1991 году была избрана профессором кафедры русского языка для нефилологических специальностей.

С 1991 по 2011 г. возглавляла кафедру детской речи РГПУ им. А. И. Герцена. С 1993 года С. Н. Цейтлин заведует лабораторией детской речи, при которой создан обширный Фонд данных детской речи (собрание записей спонтанной речи, родительских дневников, видео- и аудиозаписей). С того же времени руководит Всероссийским постоянно действующим семинаром по онтолингвистике (лингвистике детской речи).

В течение многих лет С. Н. Цейтлин читает базовые лекционные курсы по онтолингвистике и серию спецкурсов в РГПУ им. А. И. Герцена. В течение семи лет читала также спецкурс по онтолингвистике на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Под руководством С. Н. Цейтлин разработана программа курса детской речи, которая используется в настоящее время во многих университетах России.

Более 350 научных работ опубликовано в отечественной и зарубежной печати, в том числе книга «Речевые ошибки и их предупреждение» (М.: Просвещение, 1982), которая выдержала 5 переизданий, «Язык и ребенок: лингвистика детской речи» (М.: Владос, 2000; переиздана в 2017) «Словарь детских словообразовательных инноваций» (Munchen: Verl.Otto Sagner, 2001, переиздан в 2005), «Лингвистические этюды» (СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013). В 2009 году увидела свет монография, изданная при поддержке РГНФ — «Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи» (М.: Знак). Рецензии на монографию см.: (1) «Русский язык в школе» (Рецензия Е. В. Огольцевой, №5, 2010); (2) «Известия РАН. Серия литературы и языка», рецензия Е. С. Скобликовой, № 6, 2010).

С.Н. Цейтлин — член 3 диссертационных советов, член редакционных коллегий и редакционных советов ряда журналов, отечественных и зарубежных: «Русский язык в школе», «Российский гуманитарный журнал», «Journal of Applied Linguistics and Lexicography», “Ad verba liberorum Linguistics & Pedagogy & Psychology” (Латвия, Рига); «Университет образовательных инноваций» (Беларусь, Гродно).

Была организатором большого числа ежегодных международных конференций по онтолингвистике, некоторые из которых проводились совместно с Институтом лингвистических исследований. Неоднократно выступала на симпозиумах, конгрессах и конференциях, проводимых за рубежом (1990 — Будапешт, 1993 и 1994 — Краков, 1996 — Стамбул, 1997 — Вена, 2000 — Кан, 2000 — Турку, 2001 — Ольденбург, 2001 — Берлин, 2003 — Нью-Йорк, 2005 — Берлин).

Несколько раз в качестве приглашенного лектора принимала участие в работе зарубежных университетов (Ольденбург, Нью-Йорк, Берлин, Тарту).

В течение 6 лет, являясь членом Международной ассоциации исследователей детской речи (IASCL), входила в исполнительный комитет данной организации, являясь координатором исследований в области лингвистики детской речи от России. Принимала участие в двух международных научных проектах, посвященных усвоению детьми грамматики родного языка.

С 1999 года С. Н. Цейтлин совмещает работу в РГПУ с работой в Институте лингвистических исследований (ИЛИ РАН), являясь ведущим научным сотрудником Отдела теории грамматики. Была научным руководителем тем «Функциональные исследования детской речи» и «Инофон в современном русском обществе». Руководит работой аспирантов отдела теории грамматики.

Под руководством С. Н. Цейтлин защищено 16 кандидатских диссертаций (см. ниже).

С. Н. Цейтлин награждена Почетной грамотой Министерства РФ, медалью «В память 300-летия Петербурга», а также Знаком Почета РГПУ им. А.И. Герцена. Является почетным профессором РГПУ им. А. И. Герцена.

Петербургская научная школа онтолингвистики, возглавляемая С. Н. Цейтлин, по решению Комитета по науке и высшей школе включена в Реестр ведущих научных и научно — педагогических школ Санкт-Петербурга.

Кандидатские диссертации, написанные под руководством С. Н. Цейтлин

1993
Кашина Л. А. Совершенствование коммуникативной деятельности школьников при репродуцировании текста
1999
Ященко М. А. Качественные имена прилагательные в детской речи: лексико-семантический аспект
2000
Мурашова О. В. Онтогенез субстантивных синтаксем
Павлова Н. П. Способы передачи звучащей речи на письме детьми-дошкольниками (лингвистический механизм)
2004
Еливанова М. А. Формирование категории локативности в языковой системе детей дошкольного возраста
Еливанова В. А. Двукомпонентные высказывания как этап становления грамматической системы языка ребенка раннего возраста
Глущевская Н. В. Полисемантичное слово в речи ребенка дошкольного возраст
2005
Кузьмина Т. В. Функциональный анализ фонемно-графемных соответствий письменной речи детей (на материале согласных)
2006
Офицерова Е. А. Выражение модальных значений возможности и необходимости в русской детской речи
Круглякова Т. А. Модификация стихотворного текста в речевой деятельности ребенка 3-5 лет
2007
Швец В. М. Освоение ребенком категории эпистемической модальности
Ионова Н. В. Семантические функции падежных форм и предложно- падежных конструкций имени существительного в речи детей дошкольного возраста
2009
Сизова О. Б. Порождение именных форм в речи детей дошкольного возраста: взаимодействие синтагматического и парадигматического аспекта
2012
Панфилова Е.Н. Категория числа существительного в русской детской речи.
Пузанова Ю.С. Параметрические прилагательные русского языка в онтогенезе
2016
Краснощекова С.В. Местоименный дейксис в русской детской речи

Гранты

Являлась научным руководителем в 12 научно-исследовательских проектах, получивших финансовую поддержку РГНФ и РФФИ, а также Минобразования России

1993–1995 — РФФИ «Словари детских инноваций»
1995–1997 — РГНФ «Фонд данных детской речи»
1997–1999 — «Исследование процесса усвоения детьми русского письма в норме и при патологии»
1999–2001 — РГНФ «Онтогенез диалогической речи»
2006–2008 — РФФИ «Освоение ребенком родного (русского) языка: ранние этапы»
2009–2010 — Министерство образования и науки РФ «Конструирование грамматики в процессе освоения русского языка как родного и неродного» — в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы»
2012–2014 — Инофон в современном русскоязычном обществе: становление грамматической системы» — в рамках программы фундаментальных исследований ОИФН РАН «Язык и литература»