Сократ о необходимости договора в платоновском «Кратиле» (431 d 1 – 435 c 9) // Индоевропейское языкознание и классическая филология XXVII (чтения памяти И. М. Тронского). Материалы Международной конференции, проходившей 26–28 июня 2023 г. / Гл. редактор Н. Н. Казанский. СПб.: ИЛИ РАН, 2023. С. 227-258.
В статье рассматриваются некоторые трудности, связанные сопределением позиции Платона в изображенной им в «Кратиле»
коллизии натурализма и конвенционализма. Предлагается новая
интерпретация той части дискуссии, в которой, как полагают многие
исследователи, Сократ делает важную, если не решающую уступку
конвенционализму (431 d 1 – 435 c 9). Автор статьи доказывает, что
рассуждение Сократа, напротив, строго ограничивает роль конвенции
в языке теми случаями, когда сходство имени с вещью по тем или
иным причинам оказывается недостаточным. Сократ признает
договор как необходимое в таких случаях согласие компетентного
носителя языка с тем значением слова, которое соответствует языко-
вому узусу. Это предполагает, что узус является общезначимым для
всех носителей языка, и это позволяет считать, что значения слов
восходят, по мысли Платона, к древним создателям языка, стремив-
шимся, согласно доводам Сократа в предыдущей части дискуссии,
создавать слова, подобные вещам. Эти значения слов сохраняется в
языке в неизменном виде, несмотря на недостатки выразительных
возможностей части слов в передаче задуманного их создателями
сходства, благодаря, очевидно, их авторитету. Подобное ограничение
претензий того радикального натурализма, который защищает
Кратил, не имеет ничего общего с переходом Сократа на позиции его
антагониста, Гермогена, который допускает произвольные изменения
значений слов заурядными носителями языка и считает возникающий
всякий раз новый договор о значении слова достаточным условием
корректных обозначений. Напротив, в тексте имеется указание
Сократа (435 а 10 – b2), обычно неверно интерпретировавшееся, со-
гласно которому только уступка Кратила в этом направлении гаран-
тирует сохранение натуралистического принципа, cогласно которому
слова должны быть по возможности подобны обозначаемым вещами.
06.15.2023