Семинар "Синтаксис Аполлония Дискола. Аналитическое чтение" под руководством доктора филологических наук Александра Леонардовича Верлинского организован при Отделе сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков и ареальных исследований. Заседания семинара проходят, начиная с 1 марта 2024 г., раз в две недели в конференц-зале по пятницам в 17.00.
Интерес к учению Аполлония Дискола, выдающегося греческого грамматика II в. н.э., оказавшего огромное влияние на последующую грамматическую теорию, как греческую, так и латинскую, а через последнюю и на средневековую, возник у меня недавно, во время чтения Дискола с аспиранткой нашей кафедры Владой Чернышевой. Мой интерес к истории лингвистики связан преимущественно с античной философией языка, с учениями о его происхождении, концепциями нормативного соотношения обозначающего и обозначаемого («имени» и «вещи»), взглядами на идеальный язык и его отношение к обыденному языку, то есть ограничен вопросами, которые изучались преимущественно философами, а не грамматиками. В ходе чтения Аполлония Дискола мне стало ясно, что мое представление о жесткой границе, отделяющей философские учения о языке и грамматические теории, неверно применительно к Дисколу и в целом не учитывает сложности развития античного языкознания. Ошибочность этого схематичного подхода о противоположности «технической» Александрийской и «философской» стоической (Пергамской) грамматических теорий давно показана в новаторской монографии Дэвида Бланка об Аполлонии Дисколе (1982). «Синтаксис» Дискола это не только дескриптивная грамматика, но и теоретический труд, пытающийся ответить на вопросы о происхождении, иерархии, логико-семантической природе частей речи, исходя из оригинальных воззрений на саму природу языкового мышления. Отношение Дискола к стоической философской грамматике остается недостаточно изученным и по сей день, несмотря на уже упомянутую монографию Бланка, комментированное издание текста «Синтаксиса» Жана Лалло (1997) и некоторые его же статья, а также другие работы. Текст Дискола весьма труден – он насыщен технической терминологией, значение которой не всегда ясно; он нередко затруднителен и с синтаксической точки зрения. Регулярное чтение и комментирование отдельных частей «Синтаксиса» Аполлония Дискола представляет интерес для филологов-классиков и для историков лингвистических учений. Чтение текста стоило бы, возможно, чередовать с докладами участников, если появятся желающие углубиться в рассматриваемые вопросы.