Доклад
Для продавцов на уличном рынке разговор является основным инструментом продаж. Это профессиональный навык, от которого успех торговли зависит не меньше, чем от навыков выбирать товар и организовывать логистику. Анализируя транскрипты разговоров-сделок, докладчица столкнулась с их противоречивой природой для аналитика разговоров. С одной стороны, эти разговоры имеют свою специфическую структуру, которая создает социальный порядок в рамках взаимодействия продавца и покупателя (Сакс, Щеглофф, Джефферсон 2015). С другой стороны, без этнографических наблюдений на рынке (разговоры были записаны в рамках этнографического исследования уличного рынка как социального института), эти разговоры можно было проинтерпретировать неполно, а в некоторых случаях, неверно, если не учитывать локальные нормы, категории и практики, присутствующие в разговоре как фигура умолчания. Опираясь на исследовательский контекст институциональных разговоров (Heritage 2005) и антропологический метод насыщенного описания (Гирц 2004), Олеся анализирует разговоры-сделки на рынке не в рамках герметичного подхода к разговору конверсационного анализа, а с учетом этнографических наблюдений практик и норм на рынке, влияющих на способы структурирования разговора и коммуникационные стратегии продавцов. Задача этого исследования — показать, что разговоры-сделки на рынке не только имеют практическое значение, но и воспроизводят институциональные основы рынка (Heritage, Clayman 2010). В докладе анализируются коммуникативные стратегии продавцов в разговоре-сделке, которые позволяют им строить и поддерживать реципрокные отношения с покупателями, где реципрокные отношения — структурный элемент рынка (Гирц 2009), управлять ценой и спросом и поддерживать свою экспертизу, освоенную в практике торговли.
Докладчик: Меркулова Олеся Дмитриевна, аспирантка факультета антропологии
Европейского университета в Санкт-Петербурге