Доклад
В докладе рассматривается локальная система коммуникации с участием неговорящего мальчика с ДЦП, его мамы и учительницы, включающая как конвенциональную устную речь, так и более локальные практики “languaging”, т.е. создания смыслов посредством мультимодальных и мультисемиотических репертуаров [Kusters et al. 2017]. Эта система включает, во-первых, телесные действия, часть которых представляет собой «домашние знаки» (homesigns) [Goico, Horton 2023], опирающиеся в том числе на окружающие предметы и постоянное расположение в пространстве квартиры, где мальчик проводит большую часть своего времени. Во-вторых, в эту систему входят действия, выполняющиеся с помощью технических средств – айтрекера, программного обеспечения и синтезатора речи, которые могут играть различные роли – от учебной до интеракционной – или даже становиться участниками диалога, когда, например, синтезатор речи нарекается именем. Мы бы хотели обсудить принципы анализа материала и на примере нескольких фрагментов продемонстрировать телесные действия мальчика (напр., взгляд наверх), которые входят в локальный словарь, известный всем участникам, но могут передавать различные смыслы в конкретных контекстах и выполняться с разной интенсивностью и длительностью.
Содокладчик – Саша Курленкова, аспирантка кафедры Медиа, культуры и коммуникации, Нью-Йоркский университет.