Казаковская Виктория Виладиевна

    Биография

    Филолог-русист. Профессор РАН, эксперт РАН, член Совета по общественным и историко-филологическим наукам РАН, член Международной ассоциации исследователей детской речи (IASCL), Европейского лингвистического общества (SLE), Международной ассоциации по развитию исследований в области балтистики (AABS) и Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований (МАКИ).

    Научные интересы

    На материале лонгитюдных наблюдений – родительских дневников и спонтанной речи – исследует когнитивные предпосылки и закономерности становления системно-языковой и собственно коммуникативной компетенции в онтогенезе. Изучает роль речи взрослого в языковом и когнитивном развитии ребенка. Представила опыт функционально-семантической типологии вопросо-ответных единств в диалоге «взрослый – ребенок». Рассматривает эволюцию коммуникативных неудач. Анализирует проявления знаний о ментальных состояниях (theory of mind) и способы их экспликации в устной и письменной речи детей и подростков. Участвует в работе международного кросс-лингвистического проекта «Pre-and Protomorphology in Language Acquisition» (В. У. Дресслер, Австрийская АН), в котором проводит контрастивное исследование речи детей и получаемого ими инпута по корпусным данным (CHILDES) ряда индоевропейских, финно-угорских и семито-хамитских языков в сфере грамматики. Выступала с докладами и лекциями в научных центрах и университетах Австрии, Венгрии, Германии, Голландии, Греции, Израиля, Италии, Канады, Латвии, Литвы, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Эстонии. Является автором, соавтором и научным (отв.) редактором более 200 работ – монографий, разделов в отечественных и зарубежных коллективных монографиях, учебных пособий и программ, статей (Web of Science, SCOPUS, ERIH, CEEOL, BNC, KIS, Russian Science Index).

    Краткая научная биография
    2016
    эксперт РАН
    заместитель председателя диссертационного совета при ИЛИ РАН (ранее – ученый секретарь совета)
    2015
    профессор РАН
    2007
    ведущий научный сотрудник отдела теории грамматики ИЛИ РАН (ранее – старший научный сотрудник и ученый секретарь отдела)
    2006
    доктор филологических наук: диссертация «Вопросо-ответные единства в диалоге “взрослый – ребенок”» (10.02.01 – русский язык) защищена в ИЛИ РАН
    2002
    доцент по кафедре детской речи
    1996
    кандидат филологических наук: диссертация «Способы выражения авторства в структуре предложения» (10.02.01 – русский язык) подготовлена под руководством профессора П. А. Леканта и защищена в Московском педагогическом университете
    Педагогическая деятельность
    c 2010
    профессор кафедры лингвистической подготовки аспирантов Центра образовательных программ ИЛИ РАН
    2018–2020
    профессор кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук факультета свободных искусств и наук (Смольный) СПбГУ
    2010
    приглашенный профессор Венского университета языкознания (Австрийская АН)
    2004–2008
    профессор кафедры повышения квалификации по филологии и лингвострановедению (ЦППК ФЛ) филологического факультета СПбГУ
    1997–2002
    доцент кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена (ранее – старший преподаватель)
    1990–1992
    ассистент кафедры языкознания Оренбургского государственного педагогического университета им. В.П. Чкалова
    Гранты
    2017
    Проблемы функциональной грамматики. Предикативные категории в высказывании и целостном тексте (РГНФ, издательский)
    2013–2018
    Механизмы усвоения русского языка и становление коммуникативной компетенции на ранних этапах развития ребенка (РНФ)
    2012–2016
    Корпусная лингвистика (РУСГРАМ) (Президиум ОИФН РАН)
    2009–2012
    Семантическая и формальная избыточность текста в современном русском языке (Президиум ОИФН РАН)
    2003–2006
    Семантические категории и их выражение в детской речи (РГНФ)
    2002–2015
    Петербургская школа функциональной грамматики (Фонд Президента РФ)
    2002
    Коммуникативная компетенция ребенка в диалоге: вопросо-ответные единства (Министерство образования и науки РФ)
    1999–2001
    Диалогическая речь в онтогенезе (РГНФ)
    1997–2001
    Компьютерные исследования языка и речи (ФЦП РАН «Интеграция»)
    Монографии

    2024

    • Научные школы Института лингвистических исследований РАН. Коллективная монография, посвященная 300-летию Российской академии наук / Отв. редактор академик Н. Н. Казанский. СПб.: ИЛИ РАН, 2024 — 243 с.

    2019

    • Казаковская В.В. Вопрос и ответ в диалоге «взрослый — ребенок»: Психолингвистический аспект [Kazakovskaya V.V. Questions and аnswers in “аdult — сhild” dialogue. Psycholinguistic aspect]. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2019. 464 с. (изд. стереотип.)

    2011

    • Казаковская В.В. Вопрос и ответ в диалоге «взрослый — ребенок» (2-е изд., испр. и доп.). [Kazakovskaya V.V. Questions and Answers in “Adult — Child”
      Dialogue.] М.: URSS, 2011. 464 c.

    2006

    • Казаковская В.В. Вопросо-ответные единства в диалоге «взрослый — ребенок». СПб.: Наука, 2006. 456 с.
    Электронные публикации

    2021

    • Казаковская В.В. Конструкции с личными местоимениями в детской речи (по данным диалога «взрослый — ребенок») // Лекантовские чтения — 2021. М.: Изд-во МГОУ. С. 46–51.

    2020

    • Kazakovskaya V.V. First-Language Acquisition: Input / Child-Directed Speech // Encyclopedia of Slavic Languages and Linguistics Online, Editor-in-Chief Marc L.
      Greenberg. BRILL.

    2015

    • Казаковская В.В. Эпистемическая модальность в русской детской речи (опыт корпусного анализа) // Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015 (18–20 мая 2015 года). СПб.: ИЛИ РАН. С. 90–93.

    2006

    • Казаковская В.В. Диалог «взрослый — ребенок»: онтогенез интеррогативности // Электронный вестник ЦППК ФЛ. 2006. № 2.
    Коллективные монографии

    2020

    • В.В. Казаковская, М.Д. Воейкова (отв. ред.). Проблемы функциональной грамматики: Отношение к говорящему в семантике грамматических категорий. М.: Издательский Дом ЯСК, 2020.

    2017

    • А.В. Бондарко, В.В. Казаковская (отв. ред.). Проблемы функциональной грамматики: Предикативные категории в высказывании и целостном тексте. М.: Издательский дом ЯСК, 2017. 440 c.

    2013

    • А.В. Бондарко, В.В. Казаковская (отв. ред.). Проблемы функциональной грамматики: Принцип естественной классификации. М.: Языки славянской культуры, 2013.
    Рефераты диссертаций

    2006

    • Казаковская В.В. Вопросо-ответные единства в диалоге «взрослый — ребенок» (автореферат докторской диссертации). СПб.: Институт лингвистических
      исследований РАН, 2006. 47 с.

    1996

    • Казаковская В.В. Способы выражения авторства в структуре предложения (автореферат кандидатской диссертации). М.: Московский педагогический университет, 1996.
    Статьи

    2024

    • Казаковская В.В. От первого лица: местоименно-глагольные высказывания в русской детской речи // Acta Linguistica Petropolitana. 2024. Т. 20. Ч. 1. C. 98–142.
    • Казаковская В.В. Личные местоимения и их пропуск (pro-drop) на ранних этапах усвоения языка // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. 2024. № 2 (40). С. 133–149.
    • Воейкова М.Д., Казаковская В.В. Санкт-Петербургская школа функциональной грамматики // Научные школы Института лингвистических исследований РАН / Отв. ред. Н. Н. Казанский. СПб.: ИЛИ РАН, 2024. С. 97–116.

    2023

    • Казаковская В.В. Уменьшительно-ласкательные слова в речи подростков, обращенной к домашним животным // Русский язык в школе. 2023. № 84 (4). С. 27–42.
    • Argus R., Kazakovskaya V.V. Acquisition of diminutives in Russian and Estonian from a typological perspective // Diminutives across languages, theoretical frameworks and linguistic domains / Manova S., Grestenberger L., Korecky-Kröll K. (eds). Berlin: de Gruyter Mouton, 2023. P. 305–334.

    2022

    • Казаковская В.В. Средства субъективации в текстах детей 11–12 лет: Я и Другой // Verus convictor, verus academicus. К 70-летию Николая Николаевича
      Казанского. СПб.: ИЛИ РАН, 2022. С. 312–320.
    • Казаковская В.В. Диминутивы в речи, обращенной к детям и к домашним животным // Проблемы онтолингвистики — 2022: речевой мир ребенка (универсальные механизмы и индивидуальные процессы) / Отв. ред. М. Еливанова и др. СПб.: Изд-во «ВВМ», 2022. С. 22–27.
    • Kazakovskaya V.V. Acquisition of Russian nominal derivation in monolingualism and bilingualism // Philologia Estonica Tallinnensis. Research children’s and youth multilingualism. 2022. Vol. 7. P. 187–214.

    2021

    • Казаковская В.В. Авторское начало в первых сочинениях детей // Проблемы онтолингвистики — 2021: Языковая система ребенка в ситуации одно- и многоязычия. СПб., 2021. С. 141–146.
    • Казаковская В.В., Гаврилова М.В. «Мое мнение, что…»: субъективное начало в письменном дискурсе школьников // Русский язык в школе. 2021. № 82 (6). С. 31–43.
    • Kazakovskaya V.V., Argus R. Acquisition of diminutives in typologically different languages: Evidence from Russian and Estonian // Estonian Papers in Applied Linguistics. 2021. Vol. 17. P. 81–97.
    • Kazakovskaya V.V., Voeikova M.D. Acquisition of derivational morphology in Russian // The Acquisition of Derivational Morphology. A cross-linguistic perspective [Language Acquisition and Language Disorders 66] / V. Mattes et al. (eds). John Benjamins, 2021. Р. 170–195.
    • Kazakovskaya V.V. Epistemic modality in Russian child language // Development of Modality in First Language Acquisition: A Cross-Linguistic Perspective [SOLA 54; Studies of Language Acquisition 54] / U. Stephany, A. Aksu-Koc (eds). Mouton de Gruyter, 2021. P. 421–453.
    • Kazakovskaya V.V. Feedback in verb acquisition: Evidence from Russian ‘adult — child’ interaction // Russian Grammar: System — Language Usage — Language Variation. Potsdam Linguistic Investigations / V. Warditz (ed.). Frankfurt a. M. et al.: Peter Lang Verlag, 2021. P. 245–270.

    2020

    • Казаковская В.В. Новые исследования в сфере функциональной грамматики // Language: Codification, Competence, Communication. 2020. Vol. 2. P. 101–105.
    • Казаковская В.В., Онипенко Н.К. Грамматика точки зрения: вводно-модальные слова в речи взрослых и детей // Проблемы функциональной грамматики: Отношение к говорящему в семантике грамматических категорий / Отв. ред. Казаковская В.В., Воейкова М.Д. М.: Изд. Дом ЯСК, 2020. С. 246–288.
    • Kazakovskaya V.V. Epistemic modality in the speech of Russian young children and adolescents // Philologia Estonica Tallinnensis. Languages, orderings and
      successions. 2020. Vol. 5. P. 134–166.

    2019

    • Dressler W.U., Sommer-Lolei S., Korecky-Kröll K., Argus R., Dabašinskienė I., Kamandulytė-Merfeldienė L., Ijäs J.J., Kazakovskayа V.V., Laalo K., Thomadaki E. First-Language Acquisition of Synthetic Compounds in Estonian, Finnish, German, Greek, Lithuanian, Russian and Saami // Morphology. Vol. 29. 3. P. 409–429.
    • Казаковская В.В., Онипенко Н.К. Функциональные возможности вводно-модальных слов в речи взрослых и детей // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова. Вып. XXII. Материалы международной научной конференции «Грамматические процессы и системы в синхронии и диахронии (памяти Андрея Анатольевича Зализняка)». СПб.: Нестор-История, 2019. С. 121–133.
    • Kazakovskaya V.V. Child nominal derivation and parental input: Evidence from morphology-rich Russian // International Journal of Cognitive Research in
      Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2019. Vol. 7 (1). P. 121–129.
    • Казаковская В.В., Гаврилова М.В. Вводность и тинейджер (к проблеме точки зрения) // Современная онтолингвистика: Проблемы, методы, открытия. Иваново: Листос, 2019. С. 302–307.
    • Воейкова М.Д., Казаковская В.В. Санкт-Петербургская школа функциональной грамматики: история и перспективы развития // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2019. № 1. С. 86–97.
    • Казаковская В.В. Механизмы регулярной деривации в раннем онтогенезе // Когнитивные исследования языка. 2019. № 37. С. 990–994.
    • Казаковская В.В. Точка зрения в детских текстах (анализ сочинений-рассуждений) // Рациональное и эмоциональное в русском языке — 2019. Сборник трудов Международной научной конференции, посвященной памяти профессора П.А. Леканта (г. Москва, 19 ноября 2019 г.) / ред. колл.: Н.Б. Самсонов (отв. ред.) и др. М.: ИИУ МГОУ, 2019. С. 57–62.

    2018

    • Казаковская В.В. Словообразовательная деривация на ранних этапах речевого онтогенеза (по данным спонтанной речи) // Проблемы онтолингвистики — 2018 (СПб., 20–23 марта). Иваново: Листос, 2018. С. 108–114.
    • Kazakovskaya V.V., Argus R., Uziel-Karl S. The Early Expression of (Un)certainty in Typologically Different Languages: Evidence from Russian, Estonian and Hebrew // Philologia Estonica. On Language and Culture. 2018. Vol. 3. P. 93–130.
    • Казаковская В.В. Производные существительные в русской детской речи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. № 189. 3. С. 94–108.
    • Kazakovskaya V.V., Argus R. Acquisition of noun derivations in Estonian and Russian // Eesti Rakenduslingvistika Uhingu Aastaraamat [Estonian Papers in Applied Linguistics]. 2018. Vol. 14. P. 23–39.
    • Казаковская В.В. Именное словообразование на ранних этапах усвоения русского языка // Когнитивное моделирование: Труды Шестого Межд. форума по когнитивному моделированию (30 сентября – 7 октября 2018 г., Тель-Авив, Израиль). В 2-х ч. / Отв. науч. ред. С.И. Масалóва, В.Н. Поляков, В.Д. Соловьев. Ч. 1. Когнитивное моделирование в лингвистике: Труды XIХ Межд. конф. «Когнитивное моделирование в лингвистике. CML-2018». Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018. С. 89–94.

    2017

    • Kazakovskaya V.V. Acquisition of nominal compounds in Russian // Nominal Compound Acquisition / W.U. Dressler, M. Kilani-Schoch, N. Ketrez (eds). John Benjamins [Language Acquisition and Language Disorders 61], 2017. P. 63–90.
    • Kazakovskaya V.V. Noun derivation in early Russian child speech (a case study) // Когнитивные исследования [Cognitive Studies]. Вып. 7 / Отв. ред. Д.В. Ушаков, А.А. Медынцев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 67–77.
    • Казаковская В.В. Выражение качественности на ранних этапах речевого онтогенеза // Проблемы функциональной грамматики: Предикативные категории в высказывании и целoстном тексте / Отв. ред. А.В. Бондарко, В.В. Казаковская. М.: Изд. дом ЯСК, 2017. С. 332–359.
    • Казаковская В.В. Вводно-модальные слова в речи детей // Рациональное и эмоциональное в русском языке. Междунар. научн. конф., посв. 85-летию П.А. Леканта (МГОУ, 24–25 ноября 2017 г.). М.: ИИУ МГОУ, 2017. C. 60–65.
    • Казаковская В.В. Языковое и когнитивное в усвоении эпистемической модальности // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. 13. Ч. 3. Модальность в языке взрослых и детей. СПб.: Наука, 2017. С. 542–575.

    2016

    • Kazakovskaya V.V. Input-output relations in early epistemic modality in Russian: a corpus-based approach // Proceedings of the 3rd International Conference on Applied Social Science Research [Advances in Intelligent Systems Research Series]. Vol. 105. Paris; Amsterdam; Beijing: Atlantis Press, 2016. P. 423–426.
    • Казаковская В.В. Эпистемическая модальность в русской детской речи // Грамматические процессы в синхронии и диахронии. Труды ИРЯ РАН им. В.В. Виноградова. Вып. 10 / отв. ред. А.М. Молдован. М., 2016. С. 104–119.
    • Kazakovskaya V.V., Khokhlova M.V. Questions to the modus: Semantics, structure and pragmatics (based on the Russian National Corpora) // Proceedings of the 3rd International Conference on Applied Social Science Research [Advances in Intelligent Systems Research Series]. Vol. 105. Paris; Amsterdam; Beijing: Atlantis Press,
      2016. P. 292–295.
    • Kazakovskaya V.V., Dressler W.U., K. Korecky-Kröll, S. Sommer-Lolei, R. Argus, I. Dabašinskienė, J.J. Ijäs, K. Laalo, E. Thomadaki. First-Language Acquisition of Synthetic Compounds in Estonian, Finnish, German, Greek, Lithuanian, Russian and Saami // 49th Annual Meeting of the Societas Linguistica Europaea, 31 August – 3 September 2016, University of Naples Federico II, Naples (Italy): Book of Abstracts. P. 391–393.
    • Kazakovskaya V.V., Argus R. Acquisition of epistemic marking in Estonian and Russian // Eesti Rakenuslingvistika Uhingu Aastaraamat [Estonian Papers in Applied Linguistics]. 2016. 12. P. 57–80.
    • Казаковская В.В., Балчюнене И. Вопросительные повторы реплик в русском и литовском инпуте (к проблеме избыточности) // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. T. 12. Ч. 3. СПб.: Наука, 2016. C. 535–572.
    • Казаковская В.В., Николаева Е.И. Уверенность / неуверенность в контексте речевого и психологического развития ребенка // Проблемы онтолингвистики — 2016: Материалы ежегодной международной научной конференции (СПб., 23–26 марта 2016 г.). Иваново: ЛИСТОС. С. 279–282.

    2015

    • Kazakovskaya V.V., Balčiūnienė I. Adult contribution towards early adjective acquisition: Evidence from Russian and Lithuanian longitudinal data // Semantics and Morphology of Early Adjectives in First Language Acquisition / E. Tribushinina, M. Voejkova, S. Nossetti (eds). Cambridge Scholars Publishing, 2015. Р. 243–312.
    • Воейкова М.Д., Казаковская В.В., Сатюкова Д.Н. Семантика прилагательных в речи взрослых и детей // Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика. М.: Языки славянских культур, 2015. C. 488–540.
    • Казаковская В.В., Хохлова М.В. Вопросо-ответные единства, апеллирующие к точке зрения адресата // Acta Linguistica Petropolitana: Труды Института
      лингвистических исследований РАН. Т. XI. Ч. 1. Категории имени и глагола в системе функциональной грамматики. СПб.: Наука, 2015. C. 401–438.

    2014

    • Kazakovskaya V.V., Khokhlova M.V. Modus Questions: Query Models and Frequency in Russian Text Corpora // Proceedings of the Eight Workshop on Recent Advances in Slavonic Natural Languages Processing, RASLAN 2014. Brno, 2014. P. 49–55.

    2013

    • Казаковская В.В., Балчюнене И. Роль речи взрослого в усвоении ребенком прилагательных (на материале русского и литовского языков) // Исследования по славянским языкам. Сеул: Корейская ассоциация славистов, 2013. 18–1. С. 103–121.
    • Kazakovskaya V.V., Kamandulytė-Merfeldienė L., Balčiūnienė I. Language and Colour in Developmental Perspective: Evidence from Balto-Slavic Languages // Cognitive Modeling (IFCM-2013): The 1st International Forum on Cognitive Modeling. Milano-Marittima, 2013. P. 108–112.
    • Kazakovskaya V.V., Argus R. Acquisition of compounds in Estonian and Russian: frequency, productivity, transparency and simplicity effect // Eesti Rakenduslingvistika Uhingu Aastaraamat [Estonian Papers in Applied Linguistics]. 2013, 9. P. 23–42.
    • Казаковская В.В. «Взрослая» прагматика и «детская» грамматика: влияние речи взрослого на усвоение языка ребенком ["Adult" pragmatics and "children" grammar: The influence of adult speech on child language acquisition] // Žmogus ir žodis [Man and the World]. 2013. P. 124–131.
    • Казаковская В.В. Классификация реплик взрослого в диалоге с ребенком // Проблемы функциональной грамматики: Принцип естественной классификации / Отв. ред. А.В. Бондарко, В.В. Казаковская. М.: Языки славянской культуры, 2013. С. 402–430.
    • Казаковская В.В., Хохлова М.В. Модусные вопросы: модели запросов и их частотность в корпусе // Корпусная лингвистика — 2013. Труды межд. конф. СПб.: СПбГУ, 2013. С. 432–440.

    2012

    • Казаковская В.В. Развитие коммуникативной компетенции ребенка (на материале русского языка) // От значения к форме, от формы к значению: Сб. статей в честь 80-летия А.В. Бондарко. М.: ЗНАК, 2012. С. 238–261.
    • Казаковская В.В. Реплики-повторы взрослого в диалоге с ребенком // Рациональное и эмоциональное в русском языке: К юбилею Павла Александровича Леканта. Междунар. сб. научных трудов. М.: Изд-во МГОУ, 2012. С. 208–213.
    • Kazakovskaya V.V., Balčiūnienė I. Parental support strategy towards early conceptual development: Acquisition of adjectives // Proceedings of the Fifth Russian Conference on Cognitive Science. Kaliningrad: BFU, 2012. P. 78–79.
    • Kazakovskaya V.V., Balčiūnienė I. Interrogatives in Russian and Lithuanian motherese: Do we communicate with our children in the same way? // Journal of Baltic Studies. 2012. 43 (2). P. 197–218.
    • Kazakovskaya V.V., Balčiūnienė I. Lithuanian and Russian child-directed speech: Why do we ask young children so many questions? // Eesti Rakenduslingvistika Uhingu Aastaraamat [Estonian Papers in Applied Linguistics]. 2012. 8. Р. 69–89.
    • Казаковская В.В. Речь взрослого и усвоение ребенком прилагательных: анализ русского лонгитюдного корпуса данных // Вопросы психолингвистики. 2012. № 2. С. 128–136.

    2011

    • Казаковская В.В., Балчюнене И. Вопросительные реплики в русском и литовском инпуте: данные спонтанной речи // Материалы XL Международ. филологической конф. СПбГУ. Секция «Психолингвистика». СПб.: Изд-во Филолог. фак-та СПбГУ, 2011. С. 6–11.
    • Казаковская В.В. К вопросу об онтогенезе рамочных средств // Вопросы русского языкознания. Вып. XIV. Грамматика и текст (К юбилею Галины Александровны Золотовой) / Ред.-сост. Н.К. Онипенко. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 258–282.
    • Казаковская В.В., Балчюнене И. Особенности речи взрослого, обращенной к ребенку: вопросительные реплики в русском и литовском языках // Исследования по славянским языкам. Сеул: Корейская ассоциация славистов. 2011. 16–1. С. 259–292.

    2010

    • Казаковская В.В. Реактивные реплики взрослого и усвоение ребенком грамматики родного языка // Вопросы языкознания. 2010. № 3. С. 3–29.
    • Казаковская В.В. Усвоение ребенком грамматики родного языка и коммуникативное поведение взрослого // Русский язык: исторические судьбы и современность: Труды и материалы IV межд. конгресса исследователей русского языка. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 175–176.
    • Kazakovskaya V.V. The development of dialogue competence in children (Russian data corpus) // Ad verba līberorum. Linguistics & Pedagogy & Psychology. 2010. 2
      (1). P. 21–36.
    • Казаковская В.В. Откуда берутся прилагательные, или опыт анализа диалога «взрослый — ребенок» // XXXIX Международная филологическая конференция СПбГУ. Секция общего языкознания. СПб.: Изд-во Филологического факультета СПбГУ, 2010. С. 33–36.
    • Казаковская В.В. Модусные вопросы (к проблеме избыточности) // Acta Linguistica Petropolitana: Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. 6.
      Ч. 2. Избыточность в грамматическом строе языка. СПб.: Наука, 2010. С. 225–242.
    • Kazakovskaya V.V. Typology of adult’s questions and development of children’s communicative competence (based on the data of the Russian language corpus) // Darbai ir dienos. 2010. 54. P. 251–267.

    2009

    • Казаковская В.В. Метадискурсивные вопросы взрослого в диалоге с ребенком // Сб. научных статей, посв. юбилею кафедры детской речи Орловского ун-та. Орел: Изд-во Орловского ун-та, 2009.

    2008

    • Казаковская В.В. Функциональная категоризация вопросительных реплик в русском диалоге: анализ речи взрослого, обращенной к ребенку // Проблемы функциональной грамматики: Категоризация семантики / Отв. ред. А.В. Бондарко, С.А. Шубик. СПб.: Наука, 2008. C. 331–364.
    • Казаковская В.В. От протодиалога к диалогу: коммуникативная компетенция ребенка раннего возраста // Речь ребенка: Проблемы и решения / Отв. ред.
      Т.Н. Ушакова. Сер. Труды Института психологии РАН. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. C. 168–198.
    • Казаковская В.В. Реакции взрослого на ошибочные высказывания ребенка, содержащие глагол: опыт контрастивного анализа // XXXVII международная
      филологическая конференция СПбГУ. Секция общего языкознания. СПб.: Изд-во Филологического фак-та, 2008.

    2007

    • Казаковская В.В. Онтогенез интеррогативности: диалог «взрослый — ребенок» // Русский язык: исторические судьбы и современность: Труды и материалы III межд. конгресса исследователей русского языка. М.: Изд-во МГУ, 2007.
    • Казаковская В.В. Ранние этапы диалога «взрослый — ребенок» // Русское слово, высказывание, текст: рациональное, эмоциональное, экспрессивное: Сб.
      научн. трудов, посв. 75-летию со дня рождения П.А. Леканта. М.: Изд-во МГОУ, 2007.
    • Казаковская В.В. Семантическая типология вопросо-ответных единств: ранние этапы речевого онтогенеза // Семантические категории в детской рeчи /
      Отв. ред. С.Н. Цейтлин. СПб.: Нестор, 2007. С. 359–383.

    2006

    • Казаковская В.В. К функциональной классификации вопросов взрослого в диалоге с маленьким ребенком // Вестник Московского гос. областного ун-та. Сер. Русская филология. 2006. № 2. С. 48–54.
    • Казаковская В.В. Диалог «взрослый — ребенок»: к функциональной классификации вопросов взрослого // Онтолингвистика: некоторые итоги и перспективы: К пятнадцатилетию кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена / Отв. ред. С.Н. Цейтлин. СПб.: Изд-во Ин-та раннего вмешательства, 2006.

    2005

    • Казаковская В.В. Выражение согласия / несогласия в диалоге «взрослый — ребенок» (на материале русского языка) // Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры / Отв. ред. А.В. Бондарко, С.А. Шубик. СПб.: Наука, 2005. С. 376–424.
    • Казаковская В.В. Функционально-семантическое поле локативности в речи русского ребенка // Вопросы русского языкознания. Вып. XII. Традиции и тенденции в современной грамматической науке: Сб. науч. статей / Под ред. Г.А. Золотовой. М.: Изд-во МГУ, 2005. С. 56–67.

    2004

    • Казаковская В.В. Семантическая типология вопросо-ответных единств: к проблеме становления категорий // Категории в исследовании, описании и преподавании языка: Сб. науч. трудов к 80-летию Е.С. Скобликовой. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2004.
    • Казаковская В.В. Ментальный модус и средства его языкового выражения в диалоге «взрослый — ребенок»: центр и периферия (на материале русского языка) // Слово. Словарь. Словесность: М-лы науч. конф., посв. 80-летию С.Г. Ильенко. СПб.: САГА, 2004.
    • Казаковская В.В. Модус в детской речи: вопросо-ответные единства // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Труды междунар. конф.
      "ДИАЛОГ 2004". М.: Наука, 2004. С. 258–264.
    • Казаковская В.В. Вопросо-ответные единства в диалоге «взрослый — ребенок» // Вопросы языкознания. 2004. № 2. С. 89–110.
    • Казаковская В.В. Семантическая типология вопросо-ответных единств: диалог «взрослый — ребенок» // Языковая игра. Онтогенез речевой деятельности. Дискурcивная презентация языковой личности: М-лы междунар. конф. «Язык. Система. Личность». Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2004.
    • Казаковская В.В. Ранние этапы освоения русскоязычным ребенком концепта пространства (на материале диалога со взрослым) // Язык и национальное
      сознание. Вып. 6: Сб. науч. трудов / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Истоки, 2004.

    2003

    • Казаковская В.В. Модус и авторство в структуре коммуникативной компетенции ребенка: к постановке вопроса // Коммуникативные исследования — 2003: Сб. науч. трудов / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Истоки, 2003.
    • Казаковская В.В. К вопросу о коммуникативном поведении взрослого и ребенка в диалоге (ранние этапы) // Возрастное коммуникативное поведение. Вып. 1: Сб. науч. трудов / Под ред. И.А. Стернина, К.Ф. Седова. Воронеж: Истоки, 2003.
    • Казаковская В.В. Становление коммуникативной компетенции ребенка: к проблеме обнаружения точки зрения (на материале диалога «взрослый — ребенок») // Теория и практика речевых исследований (АРСО-2003). М.: Изд-во МГУ, 2003.
    • Казаковская В.В. Коммуникативные неудачи в зеркале детской речи (ранние этапы) // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Труды междунар. конф. ДИАЛОГ 2003. М.: Наука, 2003. С. 254–259.
    • Казаковская В.В. Становление коммуникативной компетенции ребенка в диалогическом дискурсе «взрослый — ребенок» // Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство: Сб. научно-метод. работ. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
    • Казаковская В.В. К проблеме общего вопроса: верификация и средства ее выражения в детской речи (на материале русского языка) // Русское слово в мировой культуре: М-лы Х конгресса МАПРЯЛ. СПб.: Политехника, 2003.
    • Казаковская В.В. К вопросу о структуре коммуникативной компетенции (на материале диалогического дискурса «взрослый — ребенок») // Проблемы социо- и психолингвистики. Вып. 3: Сб. статей / Отв. ред. Т.И. Ерофеева. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2003.

    2002

    • Казаковская В.В. Коммуникативные неудачи в детской речи: к постановке проблемы // Материалы III филол. чтений. Т. 1. Лингвистика. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002.

    2001

    • Казаковская В.В. Коммуникативные навыки ребенка в диалоге: вопросно-ответные комплексы // Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Вып. 2. СПб.: Союз, 2001. С. 35–58.
    • Казаковская В.В. Коммуникативная компетенция ребенка в диалоге: к постановке проблемы // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения: М-лы междунар. научно-метод. конф. СПб.: Союз, 2001.
    • Kazakovskaya V. Initial syntax development: ontogenesis of spatial syntax structures (based on the language of Russian-speaking children) // Psychology of Language and Communication. 2001. Vol. 5 (2). P. 52–58.

    2000

    • Казаковская В.В. Вопросно-ответные диалогические единства в коммуникации «взрослый — ребенок»: прагматический и синтаксический аспект // Речь ребенка: ранние этапы: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Вып. 1. СПб.: Балтика, 2000. С. 169–201.
    • Казаковская В.В., Цейтлин С.Н. Локативные вопросы в диалоге «мать — ребенок» и их роль в синтаксическом развитии // Материалы XXIX межвуз. научно-метод. конф. препод. и аспирантов СПбГУ. Вып. 17. Секция общего языкознания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 43–49.
    • Казаковская В.В., Люблинская В.В. Вопросительные реплики ребенка в диалоге: синтаксический и интонационный анализ // Когнитивное моделирование в лингвистике: Труды семинара. Переславль-Залесский: Изд-во ЗАО «Металлургиздат», 2000.

    1997

    • Казаковская В.В., Ягунова Е.В. Дискурсные слова в детском диалоге: лексико-семантический, синтаксический и интонационный анализ // Проблемы онтлингвистики: Сб. работ молодых исследователей. СПб.: Бионт, 1997.