Отдел теории грамматики

    Об отделе
    Петербургская школа функциональной грамматики

    Петербургская школа функциональной грамматики, возглавляемая членом-корреспондентом РАН А. В. Бондарко, объединяется вокруг отдела теории грамматики Института лингвистических исследований Российской Академии Наук (ИЛИ РАН). Работа ведется в сотрудничестве с лабораторией типологического изучения языков ИЛИ РАН, возглавляемой В. С. Xраковским. В исследованияx принимают участие ученые из Санкт-Петербургского гос. университета (СПбГУ), Российского гос. пед. университета им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена) и другиx высшиx учебныx и научныx заведений России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Тамбов, Вологда и др.) и зарубежныx стран (Беларусь, Эстония, Венгрия, ФРГ, Австрия и др.).

    Основные направления работы школы в 2002 году

    В 2002 г. продолжаются исследования, направленные на развитие теории функциональной грамматики, основанной на понятиях функционально-семантического поля и категориальной ситуации. Продолжается работа над плановой коллективной монографией "Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры" (2001-2003 гг., отв. ред. А.В.Бондарко, С. А. Шубик, 20 а.л.). Исследование проводится в условиях интеграции академической и университетской науки. В развитии теории функциональной грамматики активное участие принимают молодые сотрудники (кандидаты наук и аспиранты). Начата работа над коллективной монографией "Проблемы функциональной грамматики: Аспекты онтогенеза" (2002-2006 гг., отв. ред. С.Н.Цейтлин, 20 а.л.).

    В коллективной монографии "ПФГ: Полевые структуры" продолжается и развивается то направление системно-функциональных исследований, которое было намечено в 6-томной серии "Теория функциональной грамматики" (1987-1996) и в последующих коллективных трудах, подготовленных отделом теории грамматики ИЛИ РАН в сотрудничестве с лабораторией типологического изучения языков: "Межкатегориальные связи в грамматике". СПб., 1996; "ПФГ: Категории морфологии и синтаксиса в высказывании". СПб., 2000; "ПФГ: Семантическая инвариантность / вариативность" (книга готовится к печати).


    История

    Основателями научной школы являются академик В. М. Жирмунский; профессора С. Д. Кацнельсон, В. Г. Адмони, Ю. С. Маслов (профессор Санкт-Петербургского университета, некоторое время работавший по совместительству в Ленинградском отделении Института языкознания АН СССР).

    Основные этапы развития школы:
    • Исследования акад. В. М. Жирмунского, С. Д. Кацнельсона и В. Г.Адмони в области общего языкознания, грамматической теории и германистики.
    • Создание и развитие ленинградской (петербургской) аспектологической школы, основанной Ю. С. Масловым.
    • Разработка методологии лингвистических исследований: теоретических основ cтрукрутно-вероятностного анализа (Н.Д. Андреев, Л.Д. Андреева и их ученики), синтаксемного анализа (А.М. Мухин и его ученики), анализа полевых структур (В.Г. Адмони, В.М. Павлов, А.В. Бондарко), грамматического анализа текста (Е.А. Реферовская), сравнительно-исторического анализа (С.Д. Кацнельсон, Н.Д. Андреев); работы по истории лингвистических учений (С.Д. Кацнельсон, В.М. Павлов, Е.А. Реферовская, С.А. Шубик, А.В. Бондарко, В.С. Храковский, И.О. Гецадзе, И.Б. Долинина, С.М. Кибардина).
    • Разработка теоретических оснований функциональной грамматики, создание шеститомной серии трудов под общим названием "Теория функциональной грамматики" (отв. ред. А. В. Бондарко, члены редколлегии: Ю.С. Маслов, Н.А. Козинцева, В.М. Павлов, М.А. Шелякин, Т.В. Булыгина, О.Н. Селиверстова).
    • Создание нового направления исследований по теоретическим проблемам онтогенеза и грамматики детской речи на материале русского языка (зав. кафедрой детской речи Российского гос. пед. университета им. А.И. Герцена проф. С.Н. Цейтлин и сотрудники отдела теории грамматики ИЛИ РАН М.Д. Воейкова и Ю.А. Пупынин).

      На каждом из указанных основных этапов развития школы выделяются исследования, отличающиеся новизной и оригинальностью. Так в трудах С.Д. Кацнельсона (1907-1985), руководившего отделом теории грамматики и типологических исследований со времени его создания (с 1976 по 1980 г.; до этого С.Д. Кацнельсон был заведующим отдела сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков, из которого выделился отдел теории грамматики и типологического изучения языков), разработана многосторонняя и целостная концептуальная система, охватывающая теорию соотношения языка и мышления, семантическую типологию, историко-генетические проблемы, вопросы морфологии и синтаксиса, историю лингвистических учений. Эта фундаментальная научная система не имеет аналогов в отечественной и зарубежной лингвистике.

    Не имеет аналогов в отечественной и зарубежной лингвистике и теоретико-исследовательская система, созданная В.Г. Адмони (1909-1993). Эта система, характеризующаяся общегуманитарной направленностью, включает теоретические проблемы языкознания, литературоведения, теории перевода.

    Аспектологическая школа, созданная Ю.С. Масловым (1914-1990), пользуется широким признанием у нас и за рубежом. Теория общей и славянской аспектологии, разработанная Ю.С.Масловым и его учениками и последователями, является одним из наиболее авторитетных и влиятельных направлений в изучении глагольного вида и смежных категорий. Многие понятия, разработанные в рамках данной школы, вошли в теоретические основания функциональной грамматики. Принципы аспектологического направления, основанного Ю.С.Масловым, во многом определили направление работы международного аспектологического семинара в составе международной комиссии по изучению грамматического строя славянских языков при Международном комитете славистов.

    Модель функциональной грамматики, созданная санкт-петербургской школой теории грамматики, является новым направлением в функциональной лингвистике, не имеющим аналогов в других школах функционализма. Специфические признаки данной модели - построение и описание системы функционально-семантических полей и категориальных ситуаций.

    Признанием оригинальности и новизны отмечены указанные выше направления лингвистического анализа - функционального, структурно-вероятностного, синтаксемного, анализа, основанного на принципе поля.

    Исследования проблем онтогенеза и грамматики детской речи на основе системно-функциональных принципов петербургской школы - это новое направление в изучении детской речи. В настоящее время это направление получает широкий отклик и признание на международных конференциях и симпозиумах.

    В развитии научной школы четко прослеживаются междисциплинарные связи:

    1-й этап - теория языкознания, философия, теория системных исследований; 2-й этап - славистика, русистика, германистика, общее языкознание; 3-й этап - структурная лингвистика, математическая лингвистика, статистические методы анализа, сравнительно-историческое языкознание и история лингвистических учений во взаимосвязи с историей логики и философии; 4-й этап - связи между теорией функциональной грамматики и функциональным подходом в общей теории научного познания, связи с общей теорией системных исследований; 5-й этап - связи между теорией онтогенеза и общей теорией языкознания, теорией системно-структурной и функциональной грамматики, психолингвистикой, детской психологией.

    Основные результаты исследований в рамках научной школы

    1) Создание теории взаимосвязей категорий языка и мышления и методологии контенсивной типологии, ориентированной на содержание языковых форм и выявление универсальных и идиоэтнических элементов семантики (С. Д. Кацнельсон).

    2) Создание концепции грамматического строя языка как системы построения и системы отношений и методологии анализа этих аспектов языковой системы на основе теории поля в лингвистике; применение данной концепции к анализу грамматического строя немецкого языка: его системное описание и осмысление (в современном состоянии и в историческом развитии); соотнесение данной концепции грамматического строя языка с оригинальной теорией структур высказывания и текста (В. Г. Адмони, В. М. Павлов, С. А. Шубик).

    3) Создание аспектологической теории, основанной на целостной системе анализа аспектуальной семантики и средств ее выражения; создание и развитие оригинальной концепции общей и славянской аспектологии (Ю. С. Маслов, А. В. Бондарко), развитие данного направления аспектологических исследований на материале русского языка в трудах представителей ленинградской (петебургской) аспектологической школы (Ю. А. Пупынин, И. Н. Смирнов, Н. А. Козинцева, Г. И. Панова и др.).

    4) Построение теории соотношения значения и смысла в сфере грамматики, концепции структурных типов грамматических значений, теории морфологических категорий, включающей принципы их классификации, их соотнесения с лексико-грамматическими разрядами, их структуры, сочетающей отношения оппозиции и неоппозитивного различия; соотнесение данной теории с концепцией поля в грамматике, с методологией системно-функционального анализа грамматических единств; разработка теории соотношения системы и среды в сфере грамматики, истолкование понятия функции, основанного на разграничении и соотнесении аспектов потенции и реализации (А. В. Бондарко).

    5) Создание теории функциональной грамматики, основанной на понятиях функционально-семантического поля и категориальной ситуации (А. В. Бондарко); построение и описание системы функционально-семантических полей (главным образом на материале русского языка, с элементами типологического и сопоставительного анализа); описание группировки полей с предикативным ядром (полей аспектуальности, временной локализованности, таксиса, темпоральности, модальности, персональности, залоговости), с субъектно-объектным ядром (поля субъектности, объектности, коммуникативной перспективы высказывания, определенности/неопределенности, с предикативно-обстоятельственным ядром (поля локативности, бытийности, посессивности, обусловленности); анализ данной системы функционально-семантических полей и соответствующих типов категориальных ситуаций осуществлен в серии коллективных монографий "Теория функциональной грамматики" (отв. ред. А.В.Бондарко, члены редколлегии - Н. А. Козинцева, В. М. Павлов, М.А. Шелякин, Т. В. Булыгина, О. Н. Селиверстова, М. Д. Воейкова, Ю. А. Пупынин, В. С. Храковский, Л. А. Бирюлин, Е. Е. Корди, А. П. Володин, Н. Б. Вахтин, А. Н. Жукова и др.); данная модель функциональной грамматики легла в основу аналогичных моделей грамматики болгарского и немецкого языков, эта модель грамматики нашла широкое применение в практике изучения и преподавания русского языка как иностранного; теория функциональной грамматики включает разработку функционального анализа, основанного на сочетании и взаимодействии исходно-семантического и исходно-формального направлений; данное направление функциональной грамматики получает дальнейшее развитие в коллективных монографиях, посвященных проблеме системных связей категорий грамматики и проблеме функционирования категорий морфологии и синтаксиса в высказывании; разработаны и исторические аспекты теории функциональной грамматики (С. А. Шубик).

    6) Разработка концепции лексемы в связи с проблемой отношения синтаксиса и словообразования и более широкой проблемой основных характеристик языка как системно организованного объекта (В. М. Павлов); в данном результате примечательна постоянная связь онтологической, философской и лингвистической направленности анализа, охватывающего социальные и индивидуальные (личностные) аспекты существования языка.

    7) С 1993 г. в отделе проводятся исследования по теории отногенеза в тесном контакте с сотрудниками кафедры детской речи РГПУ им А.И.Герцена (зав. каф. д.ф.н. проф. С. Н. Цейтлин); специфика данных исследований состоит в том, что 1) они основаны на материале магнитофонных записей спонтанной речи ребенка, 2) тексты введены в компьютер в формате международной системы обмена данными по детской речи (CHILDES) и, следовательно, являются уникальным по методу обработки материалом; первый опыт сбора такого материала отражен в совместном сборнике текстов: Детская речь: Тексты. Дневники. Наблюдения. Спб., 1993 (10 а.л.) (составители М. Б. Елисеева, М. Д. Воейкова), применение формата CHILDES к русским данным - в учебном пособии "Русская речь в системе CHILDES". СПб., 1995. М. Д. Воейкова; теоретическое обобщение первых результатов нашло отражение в подготовленной сотрудниками ИЛИ РАН и кафедры детской речи коллективной монографии: "Исследования до грамматике детской речи: ранний этап усвоения грамматической системы русского языка" - рукопись, 12 а.л. (Отв. ред.: проф. д.ф.н. С. Н. Цейтлин, к.ф.н. М. Д. Воейкова); по данной теме отдел постоянно сотрудничает с Комиссией по лингвистике и теории коммуникации Австрийской Академии Наук (председатель комиссии - действ. член Австр. АН проф. В. У. Дресслер), готовятся совместные публикации, группа "Грамматика детской речи" ИЛИ РАН отвечает за сбор и анализ материалов русского языка в рамках Международного проекта "Ранние стадии развития морфологии" (рук. - проф. В. У. Дресслер).

    8) Синхронное системное исследование неизученных и малоизученных курдских диалектов: "Курдский диалект мукри", Л.,1968, 18 а.л. - К. Р. Эйюби, И .А. Смирнова; ряд статей; создание и применение на материале группы иранских языков (персидский, курдский, афганский, белуджский, рушанский) методики функционально-типологического исследования грамматических категорий в родственных языках: "Формы числа имени в иранских языках", Л., 1974, 10 а.л. - И.А.Смирнова; реконструкция исторического развития современных грамматических форм основных частей речи в курдском языке: И. А. Смирнова, К. Р. Эйюби. "Историко-диалектологическая грамматика курдского языка", СПб., 1999; первое в иранистике построение грамматики поэтического текста: И. А. Смирнова. "Синтаксическая структура стихотворного текста (на материале курдской классической газели: Маляэ Джезири, XVI-XVII вв.)", рукопись, 15 а. л.

    В целом основным результатом развития научной школы теории грамматики в отделе теории грамматики ИЛИ РАН является разработка такой концепции системно-функциональной грамматики, которая, с одной стороны, неразрывно связана с общей теорией и методологией языкознания, а с другой - с конкретными исследованиями (главным образом в сфере русистики и германистики, но также и за пределами этой сферы, в частности, в области романистики и иранистки). Характерной особенностью данной концепции является ее системно-функциональная направленность - ориентация на изучение системы языка в ее взаимосвязях с системой речи, на сочетании исходно-семантического и исходно-формального направлений анализа, на взаимосвязь аспектов синхронии и диахронии, различных методов анализа, взаимодействующих и дополняющих друг друга (анализа функционального, системно-структурного, синтаксемного, структурно-вероятностного; анализа, базирующегося на принципе поля и полевой структуры, инвариатности / вариативности и континуальности). Общетеоретическая и методологическая направленность проводимых исследований обусловила их широкое применение в конкретно-исследовательной практике и в практике преподавания и изучения языков разных типов.

    Школа германистики

    Основные итоги развития германистики в ИЛИ РАН связаны с творчеством четырех ведущих ученых - сотрудников института, являющихся основателями научных школ, и их многочисленных учеников.

    1) Акад. В. М. Жирмунский, начав в 20-30 гг. с изучения немецких диалектов на теорритории СССР, в дальнейшем заложил основы отечественной немецкой диалектологии и диалектографии и создал фундаментальный труд "Немецкая диалектология" (1956), в 1962 г. вышедший в Германии в немецком переводе и завоевавший широкое признание за рубежом (см. также серию его статей по немецкой диалектологии и диалектографии в кн. В. М. Жирмунский. Избранные труды. Том: Общее и германское языкознание. Л., 1976, с. 386-605). Второе направление германистических исследований В. М. Жирмунского представляют сравнительно-исторические исследования германских языков - монография "Введение в сравнительно-историческое изучение германских языков" (М.-Л., 1964), статьи по германской исторической фонологии и морфологии (см. указ. выше том "Избранных трудов", с. 252-385), книга "История немецкого языка" (5-ое изд., М., 1965). Вс эти труды В. М. Жирмунского сохраняют непреходящую актуальность в науке и широко используются при подготовке специалистов по германистике в системе высшего образования.

    2) Итогами научного творчества В. Г. Адмони и его школы в ИЛИ РАН является глубокое и разностороннее освещение закономерностей исторической эволюции грамматического строя немецкого языка, создание целостной, системной картины основных "движующих сил" этого процесса в их взаимосвязи, определивших современное состояние этого германского языка и господствующие в нем тенденции, которые позволяют четко определить его отличительные характеристики. Особенность школы В. Г. Адмони состоит, с одной стороны, в том, что исследования проводятся на мощном эмпирическом основании, формируемом к тому же методами, обеспечивающими возможность систематического количественного обследования языкового материала, исторического и современного; с другой стороны, как в отношении диахронии, так и в отношении синхронии освещение грамматического строя конкретного германского языка осуществляется в тесной взаимосвязи с разработкой проблем общего языкознания, общей теории грамматики, в частности и в особенности с разработкой принципов полевой организации языковой системы, что оказывает глубокое воздействие на текущую работу в сфере лингвистической методологии. Труды В. Г. Адмони давно и прочно вошли в международный обиход, входят (в особенности "Der deutsche Sprachbau") в число основных университетских пособий по германистике, в первую очередь в Германии, Австрии, Швеции; в беседах зарубежные германисты часто относят В. Г. Адмони, как и В. М. Жирмунского, к классикам германистики.

    3) В. М. Павлов и его ученики на материале немецкого и английского языков обосновали тезис о том, что язык представляет собой сплошную функциональную систему, отдельные подсистемы которой связаны друг с другом многочисленными переходными и промежуточными явлениями. Эти явления в работах В. М. Павлова впервые стали предметом специального анализа и описания. Переходные и промежуточные явления в языке рассматриваются В. М .Павловым и его учениками как закономерный результат непрерывного взаимодействия и взаимопроникновения языковых подсистем в процессе их исторического развития. Работы В. М. Павлова пользуются известностью как у нас, так и за рубежом.

    4) Особое место занимает направление, основы которого заложил С. Д. Кацнельсон в своем труде "Историко-грамматические исследования. I: Из истории атрибутивных отношений" (М.-Л., 1949) и которое получило законченное выражение в книге "Типология языка и речевое мышление" (Л., 1972). Научные интересы С. Д. Кацнельсона концентрировались на лингвофилософской проблематике, на проблемах взаимодействия языка и мышления, на генезисе речи и языка, на языковой типологии; материалы германских языков, древних и современных, широко вовлекались им в изучение этих проблем. Вместе с тем, его трактовка этих материалов имеет большое значение и для развития германистики как таковой, в частности в связи с грамматическими категориями рода, числа, падежа, с актуализационными функциями артикля, с соотношениями "явных" и "скрытых" грамматических значений, в сфере такого фундаментального понятия синтаксической теории, как "валентность".

    6) Особое место занимают результаты деятельности А. М. Мухина и его многочисленных учеников. Это школа "синтаксемного" анализа синтаксиса английского языка. А. М. Мухиным в ряде монографий разработаны принципиальные основы теории и метода синтаксемного анализа предложения, которые в дальнейшем были реализованы его учениками, в работах которых получены оригинальные результаты изучения широкого спектра категорий синтаксиса английского языка - разных типов субъектно-предикатно-объектных и обстоятельственных отношений в границах простого и сложного предложения.

    Школа русистики

    В сфере русистики основным результатом проводимых в рамках данной школы исследований является разработка модели описания функционально-семантических полей на материале русского языка (коллектив авторов серии коллективных трудов "Теория функциональной грамматики"). Разработана на материале русского языка концепция видовой семантики, легшая в основу системы описания языковых факторов; эта система включает: а) определение и истолкование категориальных значений видовых форм, б) характеристику аспектуальных значений в их отношении к системе и среде, в) анализ соотношения глагольного вида и предельности, г) характеристику видовой семантики в высказывании на основе анализа семантического признака "возникновение новой ситуации", д) анализ категории временного периода. Эти результаты анализа видовой семантики представлены в книгах А. В. Бондарко "Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии", СПб., 1996; "Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени", СПб., 1999, "Теоретические проблемы русской грамматики" (в печати), "Теория значения в системе функциональной грамматики (на материале русского языка)" (в печати).

    В цикле диссертационных исследований, написанных под руководством А. В. Бондарко (цикл включает 34 кандидатских диссертации), представлено описание многоуровневой системы семантической вариативности категорий вида, времени, наклонения и лица глагола в русском языке. Результаты этих исследований, осуществленных главным образом аспирантами кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, а также аспирантами отдела теории грамматики ИЛИ РАН, нашли отражение в серии сборников научных трудов: Функциональный анализ грамматических категорий. Л., 1973; Функциональный анализ грамматических категорий и единиц. Л., 1976; Функциональный анализ грамматических единиц. Л., 1980; Функциональный анализ грамматических аспектов высказывания. Л., 1986 (отв. ред. А. В. Бондарко), а также в выпусках "Лингвистических исследований". Указанные работы представляют собой особое направление системно-функционального анализа категорий русского глагола. Данное направление развивается в трудах профессоров Ю. А. Пупынина, С. Н. Цейтлин и их учеников, а также в подготавливаемых докторских диссертациях Г. И. Пановой и И. П. Матхановой.

    Одним из важных результатов проводимых исследований является изучение системных связей категорий русской грамматики. Эта проблематика намечена в разделе академической "Русской грамматики" (1980), написанном А. В. Бондарко, и получила дальнейшее развитие в коллективной монографии "Межкатегориальные связи в грамматике", СПб., 1996. Различные аспекты межкатегориального взаимодействия выявлены и описаны в работах Ю.А.Пупынина.

    д. ф. н.
    зав. отделом

    д. ф. н.
    зав. отделом

    ученый секретарь, м. н. с.

    ученый секретарь, м. н. с.
    ученый секретарь, м. н. с.

    д. ф. н.
    в. н. с. (совместитель)

    д. ф. н.
    в. н. с. (совместитель)

    д. ф. н.
    с. н. с. (совместитель)

    д. ф. н.
    с. н. с. (совместитель)

    лаборант (совместитель)

    лаборант (совместитель)
    Монографии

    2007

    • Мухин А. М. Функциональный синтаксис. Функциональная лексикология. Функциональная морфология. – СПб.: Нестор-История, 2007. – 198 с.
    Материалы конференций

    2017

    • Международная научная конференция «Русский глагол» (к 50-летию выхода в свет книги А.В.Бондарко и Л.Л.Буланина): Тезисы докладов (Санкт-Петербург, 15–17 ноября 2017 г.). СПб.: Нестор-История, 2017. 188 с.
    Рефераты диссертаций

    2016

    • Пчелинцева Е. Э. Аспектуальные признаки в отглагольных именах действия в русском, украинском и польском языках. Автореферат
    Название Номер Годы Организация Руководитель Исполнители
    1 Издание монографии «Проблемы функциональной грамматики: отношение к говорящему в семантике грамматических категорий» 20-112-00151 2020 ИЛИ РАН Воейкова Мария Дмитриевна
    2 Житие Паисия Угличского: Исследование и тексты (издание монографии) 19-112-00196 2019 – 2020 ИЛИ РАН Сосновцева Елизавета Григорьевна
    3 Семантические категории в грамматическом строе русского языка 18-012-00650 2018 – 2020 ИЛИ РАН Дымарский Михаил Яковлевич Краснощёкова Софья Викторовна
    4 Создание корпуса официально-деловых текстов русского языка (ОДКРЯ) 17-29-09158 2018 – 2020 ИЛИ РАН Дымарский Михаил Яковлевич
    5 Теоретические основания кодификации русской пунктуации 18-012-00778 2018 – 2020 ФГБУН ИРЯ им. В. В. Виноградова Шмелёв Алексей Дмитриевич Дымарский Михаил Яковлевич
    6 Интерпретация языковой и культурной истории народа манси: этнографические, фольклорные и лингвистические материалы архива В. Н. Чернецова 19-18-00329 2018 – 2020 ФГБУН ИРЯ им. В. В. Виноградова Плунгян В. А. Урманчиева Анна Юрьевна
    7 Организация конференции «Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия» (РГПУ им. А. И. Герцена) 19.012.20055 2017 – 2019 ИЛИ РАН Цейтлин Стелла Наумовна