Отдел теории грамматики

    Об отделе

    Отдел теории грамматики развивает особое направление функционально-грамматических исследований, связанное с разработкой концепции функционально-семантических полей (ФСП) и категориальных ситуаций (КС) члена-корреспондента РАН А.В. Бондарко, возглавлявшего Отдел с 1985 по 2005 г. Это направление получило название Санкт-Петербургская школа функциональной грамматики. Помимо этого, сотрудники Отдела проводят исследования по онтолингвистике, синтаксису, морфологии и словообразованию на материале русского языка в сопоставлении с разноструктурными языками. Отдел выпускает серию коллективных монографий «Проблемы функциональной грамматики» с привлечением сторонних участников из разных стран и городов СНГ.

    Плановая тема Отдела до 2025 г.: «Системные аспекты описания функционально-семантических категорий». В настоящее время проводятся исследования отдельных аспектов темы. Итогом этих разработок будет рукопись запланированной коллективной монографии «Проблемы функциональной грамматики. Системные аспекты описания функционально-семантических категорий», написанной сотрудниками Отдела с привлечением исследователей из Москвы и Новосибирска.

    Санкт-Петербургская школа функциональной грамматики

    Петербургская школа функциональной грамматики развивает особую разновидность функциональной грамматики – теорию функционально-семантических полей и категориальных ситуаций, разработанную А.В. Бондарко и его учениками и единомышленниками на основе исследований в области русской и славянской аспектологии. Существенным признаком этой концепции стало описание «от семантики к средствам ее выражения», противопоставленное исходно формальной «уровневой» грамматике. Целесообразность такого подхода была продиктована тем, что именно от семантики отталкивается говорящий, выбирая подходящее оформление своей мысли. Именно поэтому функциональная грамматика разрабатывалась как грамматика активного типа, в полной мере отражающая речевую деятельность говорящего. Понятие ФСП предполагает описание всей системы средств выражения определенного значения в конкретном языке с опорой на морфологические категории, лексические показатели, синтаксические конструкции и словообразовательные модели.  Регулярное и обязательное морфологическое выражение определенных значений в языке рассматривается как центральный элемент каждого ФСП и служит критерием для его выделения в грамматической системе. Описание КС предполагает эмпирически выделенный при анализе конкретных текстов набор «типовых содержательных структур», наиболее часто представленных в речи, т. е. охватывает речевые реализации элементов ФСП конкретных языков.

    Функциональная модель ФСП и КС показала себя как принцип описания, легко совмещающийся с другими теоретическими моделями, в первую очередь, с теориями, основанными на употреблении (usage-based theories), так как анализирует конкретные речевые реализации языковых построений (КС), выводя из них сведения об общем выражении семантических категорий в языке. Она исходит из того, что описание языка может в дальнейшем обогатиться новыми представлениями о грамматических единицах, до сих пор не включенными в теоретический аппарат, например, описанием конструкций, значительно развивающимся в последние десятилетия.

    Модель ФСП и КС отличается принципиальной установкой на описание языков разных типов, применение квантитативных методов, учет прагматических характеристик общения, мультидисциплинарность. Основные исследования осуществляются на материале русского языка на основе широкого сравнения с языками различных типов. Описание набора средств выражения той или иной семантической категории — квалитативности, темпоральности, посессивности и др. — оказывается специфичным для каждого языка, поскольку некоторые из этих средств оказываются центром выражения данной семантики, а другие относятся к ее периферии.

    Междисциплинарность исследований и дополнительные обоснования реальности наблюдаемых фактов находят подтверждение в психолингвистических исследованиях, в первую очередь, в материале речевого онтогенеза (усвоения языка детьми), а также в экспериментальном анализе дискурса. Другим источником подтверждения описываемых фактов являются квантитативные исследования, в первую очередь, корпусных данных.

    Работа ведется в сотрудничестве с другими Отделами ИЛИ РАН. В исследованияx принимают участие ученые из Санкт-Петербургского гос. университета (СПбГУ), Российского гос. пед. университета им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена) и другиx высшиx учебныx и научныx заведений России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Тамбов, Вологда и др.) и зарубежныx стран (Беларусь, Эстония, Венгрия, ФРГ, Австрия и др.).

    История Санкт-Петербургской школы функциональной грамматики

    Предшественниками научной школы являются академик В.М. Жирмунский, профессора С.Д. Кацнельсон, В.Г. Адмони, Ю.С. Маслов (профессор Санкт-Петербургского университета, некоторое время работавший по совместительству в Ленинградском отделении Института языкознания АН СССР). Аспектологические исследования, в первую очередь, труды Ю.С. Маслова, лежавшие в основе данной модели, показали, что к грамматическому описанию необходимо привлечь широкие пласты лексики — как на уровне лексико-грамматической классификации самих глаголов и способов глагольного действия, так и на уровне «среды» для описания грамматической системы. Так необходимость соединения лексики, грамматики (и в том числе словообразования) в единой модели послужила прообразом для введения в обиход понятия «функционально-семантического поля» (далее ФСП), понимаемого как «комплекс разноуровневых средств данного языка (морфологических, синтаксических, лексико-грамматических, лексических), взаимодействующих на основе общности их семантических функций» [Бондарко 2017: 32]. Термин ФСП возник по аналогии с введенным в лингвистику В.Г. Адмони метафорическим представлением о «полевой структуре грамматических явлений» [1964: 47–52]. Детальное рассмотрение понятий центра и периферии в данной лингвистической модели восходит к концепции Пражского лингвистического кружка [Daneš 1966].

    Основные этапы развития школы:
    • Исследования акад. В.М. Жирмунского, С.Д. Кацнельсона и В.Г. Адмони в области общего языкознания, грамматической теории и германистики.
    • Создание и развитие ленинградской (петербургской) аспектологической школы, основанной Ю.С. Масловым.
    • Разработка методологии лингвистических исследований: теоретических основ cтрукрутно-вероятностного анализа (Н.Д. Андреев, Л.Д. Андреева и их ученики), синтаксемного анализа (А.М. Мухин и его ученики), анализа полевых структур (В.Г. Адмони, В.М. Павлов, А.В. Бондарко), грамматического анализа текста (Е.А. Реферовская), сравнительно-исторического анализа (С.Д. Кацнельсон, Н.Д. Андреев); работы по истории лингвистических учений (С.Д. Кацнельсон, В.М. Павлов, Е.А. Реферовская, С.А. Шубик, А.В. Бондарко, В.С. Храковский, И.О. Гецадзе, И.Б. Долинина, С.М. Кибардина).
    • Разработка теоретических оснований функциональной грамматики, создание шеститомной серии трудов под общим названием «Теория функциональной грамматики» (отв. ред. А.В. Бондарко, члены редколлегии: Ю.С. Маслов, Н.А. Козинцева, В.М. Павлов, М.А. Шелякин, Т.В. Булыгина, О.Н. Селиверстова).
    • Создание нового направления исследований по теоретическим проблемам онтогенеза и грамматики детской речи на материале русского языка (зав. кафедрой детской речи Российского гос. пед. университета им. А.И. Герцена проф. С.Н. Цейтлин и сотрудники отдела теории грамматики ИЛИ РАН М.Д. Воейкова и Ю.А. Пупынин).

    На каждом из указанных основных этапов развития школы выделяются исследования, отличающиеся новизной и оригинальностью. Так в трудах С.Д. Кацнельсона (1907–1985), руководившего отделом теории грамматики и типологических исследований со времени его создания (с 1976 по 1980 г.; до этого С.Д. Кацнельсон был заведующим отдела сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков, из которого выделился отдел теории грамматики и типологического изучения языков), разработана многосторонняя и целостная концептуальная система, охватывающая теорию соотношения языка и мышления, семантическую типологию, историко-генетические проблемы, вопросы морфологии и синтаксиса, историю лингвистических учений. Эта фундаментальная научная система не имеет аналогов в отечественной и зарубежной лингвистике.

    Не имеет аналогов в отечественной и зарубежной лингвистике и теоретико-исследовательская система, созданная В.Г. Адмони (1909–1993). Эта система, характеризующаяся общегуманитарной направленностью, включает теоретические проблемы языкознания, литературоведения, теории перевода.

    Аспектологическая школа, созданная Ю.С. Масловым (1914–1990), пользуется широким признанием у нас и за рубежом. Теория общей и славянской аспектологии, разработанная Ю.С. Масловым и его учениками и последователями, является одним из наиболее авторитетных и влиятельных направлений в изучении глагольного вида и смежных категорий. Многие понятия, разработанные в рамках данной школы, вошли в теоретические основания функциональной грамматики. Принципы аспектологического направления, основанного Ю.С. Масловым, во многом определили направление работы международного аспектологического семинара в составе международной комиссии по изучению грамматического строя славянских языков при Международном комитете славистов.

    Модель функциональной грамматики, созданная санкт-петербургской школой теории грамматики, является новым направлением в функциональной лингвистике, не имеющим аналогов в других школах функционализма. Специфические признаки данной модели - построение и описание системы функционально-семантических полей и категориальных ситуаций.

    Признанием оригинальности и новизны отмечены указанные выше направления лингвистического анализа — функционального, структурно-вероятностного, синтаксемного, анализа, основанного на принципе поля.

    Исследования проблем онтогенеза и грамматики детской речи на основе системно-функциональных принципов петербургской школы — это новое направление в изучении детской речи. В настоящее время это направление получает широкий отклик и признание на международных конференциях и симпозиумах.

    В развитии научной школы четко прослеживаются междисциплинарные связи:

    1-й этап — теория языкознания, философия, теория системных исследований; 2-й этап — славистика, русистика, германистика, общее языкознание; 3-й этап — структурная лингвистика, математическая лингвистика, статистические методы анализа, сравнительно-историческое языкознание и история лингвистических учений во взаимосвязи с историей логики и философии; 4-й этап — связи между теорией функциональной грамматики и функциональным подходом в общей теории научного познания, связи с общей теорией системных исследований; 5-й этап — связи между теорией онтогенеза и общей теорией языкознания, теорией системно-структурной и функциональной грамматики, психолингвистикой, детской психологией.

    д. ф. н.
    зав. отделом

    д. ф. н.
    зав. отделом

    д. ф. н.
    с. н. с. (совместитель)

    д. ф. н.
    с. н. с. (совместитель)

    ученый секретарь, м. н. с.

    ученый секретарь, м. н. с.
    ученый секретарь, м. н. с.

    Материалы конференций

    2023

    • М.А. Еливанова, И.А. Крылова, С.В. Краснощекова (ред.). Проблемы онтолингвистики — 2023: вариативность речевого онтогенеза. Материалы ежегодной Международной научной конференции. СПб.: Издательство «ВВМ», 2023. 222 с.

    2017

    • Международная научная конференция «Русский глагол» (к 50-летию выхода в свет книги А.В.Бондарко и Л.Л.Буланина): Тезисы докладов (Санкт-Петербург, 15–17 ноября 2017 г.). СПб.: Нестор-История, 2017. 188 с.
    Коллективные монографии

    2020

    • В.В. Казаковская, М.Д. Воейкова (отв. ред.). Проблемы функциональной грамматики: Отношение к говорящему в семантике грамматических категорий. М.: Издательский Дом ЯСК, 2020.

    2017

    • А.В. Бондарко, В.В. Казаковская (отв. ред.). Проблемы функциональной грамматики: Предикативные категории в высказывании и целостном тексте. М.: Издательский дом ЯСК, 2017. 440 c.

    2013

    • А.В. Бондарко, В.В. Казаковская (отв. ред.). Проблемы функциональной грамматики: Принцип естественной классификации. М.: Языки славянской культуры, 2013.

    2008

    • А.В. Бондарко, С.А. Шубик (отв. ред.). Проблемы функциональной грамматики: Категоризация семантики. СПб.: Наука, 2008.

    2005

    • А.В. Бондарко, С.А. Шубик (отв. ред.). Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры. СПб.: Наука, 2005.

    2003

    • А.В. Бондарко, С.А. Шубик (отв. ред.). Проблемы функциональной грамматики: Семантическая инвариантность / вариативность. СПб.: Наука, 2003.

    2000

    • А.В. Бондарко, С.А. Шубик (отв. ред.). Проблемы функциональной грамматики: Категории морфологии и синтаксиса в высказывании. СПб.: Наука, 2000.

    1996

    • А.В. Бондарко (отв. ред.). Теория функциональной грамматики: Локативность. Бытийность. Посессивность. Обусловленность. СПб.: Наука, 1996.
    • А.В. Бондарко (отв. ред.). Теория функциональной грамматики: Качественность. Количественность. СПб.: Наука, 1996.

    1990

    • А.В. Бондарко (отв. ред.). Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. Л.: Наука, 1990.
    Монографии

    2017

    • Бондарко А.В. Глагольные категории в системе функциональной грамматики. М.: Издательский Дом ЯСК, 2017.

    2015

    • Воейкова М.Д. Становление имени: ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. М.: Языки славянских культур, 2015 (издание 2-е, исправленное и дополненное).

    2011

    • Бондарко А.В. Категоризация в системе грамматики. М.: Языки славянских культур, 2011.
    • Воейкова М.Д. Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. М.: Языки славянских культур, 2011 (первое издание).

    2007

    • Мухин А. М. Функциональный синтаксис. Функциональная лексикология. Функциональная морфология. – СПб.: Нестор-История, 2007. – 198 с.

    2006

    • Казаковская В.В. Вопросо-ответные единства в диалоге «взрослый — ребенок». СПб.: Наука, 2006. 456 с.
    Рефераты диссертаций

    2016

    • Пчелинцева Е. Э. Аспектуальные признаки в отглагольных именах действия в русском, украинском и польском языках. Автореферат
    Название Номер Годы Организация Руководитель Исполнители
    1 Создание проспекта научно обоснованного свода правил русской пунктуации 22-28-01397 2022 – 2023 ФГБУН ИРЯ им. В. В. Виноградова Шмелёв Алексей Дмитриевич Дымарский Михаил Яковлевич
    2 Издание монографии «Проблемы функциональной грамматики: отношение к говорящему в семантике грамматических категорий» 20-112-00151 2020 ИЛИ РАН Воейкова Мария Дмитриевна
    3 Житие Паисия Угличского: Исследование и тексты (издание монографии) 19-112-00196 2019 – 2020 ИЛИ РАН Сосновцева Елизавета Григорьевна
    4 Теоретические основания кодификации русской пунктуации 18-012-00778 2018 – 2020 ФГБУН ИРЯ им. В. В. Виноградова Шмелёв Алексей Дмитриевич Дымарский Михаил Яковлевич
    5 Интерпретация языковой и культурной истории народа манси: этнографические, фольклорные и лингвистические материалы архива В. Н. Чернецова 19-18-00329 2018 – 2020 ФГБУН ИРЯ им. В. В. Виноградова Плунгян В. А. Урманчиева Анна Юрьевна
    6 Семантические категории в грамматическом строе русского языка 18-012-00650 2018 – 2020 ИЛИ РАН Дымарский Михаил Яковлевич Краснощёкова Софья Викторовна
    7 Создание корпуса официально-деловых текстов русского языка (ОДКРЯ) 17-29-09158 2018 – 2020 ИЛИ РАН Дымарский Михаил Яковлевич
    8 Организация конференции «Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия» (РГПУ им. А. И. Герцена) 19.012.20055 2017 – 2019 ИЛИ РАН Цейтлин Стелла Наумовна