Воейкова Мария Дмитриевна

    Биография
    Краткая научная биография

    Профессор кафедры русского языка филологического факультета СПбГУ, член диссертационных советов Д 002.055.01 при ИЛИ РАН и Д 212.232.23 в СПбГУ, член Экспертного совета ВАК, член Петербургского лингвистического общества, Международной ассоциации исследователей детской речи и Европейского лингвистического общества, член редколлегии журналов «Вопросы языкознания» и «Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований».

    1982
    окончила отделение русского языка как иностранного филологического факультета ЛГУ (ныне СПбГУ).
    1982-1985
    лаборант и преподаватель кафедры русского языка ЛИСИ
    1985-1986
    ассистент кафедры русского языка для иностранцев-филологов ЛГУ
    1986-1987
    очный аспирант отдела теории грамматики ЛО ИЯ АН СССР
    1987
    защита кандидатской диссертации "Семантическая вариативность глагольных бытийных конструкций в современном русском литературном языке, специальность 10.02.01 — русский язык.
    1988-1991
    младший научный сотрудник, (1991-1993) научный сотрудник отдела теории грамматики ЛО ИЯ АН СССР
    1993-1997, 2003-2004
    старший научный сотрудник отдела теории грамматики ИЛИ РАН
    1997-1999
    стипендиат Фонда Александра фон Гумбольдта (Кельнский университет)
    1999-2002
    приглашенный профессор Института языкознания Венского университета
    2002-2003
    стипендиат Фонда Александра фон Гумбольдта (Кельнский университет)
    2004
    защита докторской диссертации в форме научного доклада "Квалитативные ситуации в современном русском литературном языке и в детской речи", специальность 10.02.01 — русский язык
    2005-2006
    ведущий научный сотрудник отдела теории грамматики ИЛИ РАН, зам. зав. отделом теории грамматики ИЛИ РАН
    2006-
    зав. отделом теории грамматики ИЛИ РАН, по совместительству — профессор кафедры русского языка филологического факультета СПбГУ
    Гранты
    2019–2021
    РФФИ: Лексическое развитие детей-билингвов раннего возраста, 19-012-00293, исполнитель
    2014–2018
    РНФ: Механизмы усвоения русского языка и становление коммуникативной компетенции на ранних этапах развития ребенка, 14-18-03668, руководитель
    2017
    РГНФ: Международная научная конференция «Русский глагол», 17-04-14077г, исполнитель
    2017–2019
    РФФИ: Семантические категории в грамматическом строе русского языка, 18-012-00650, исполнитель
    2017–2019
    РФФИ: Развитие морфологического и семантико-синтаксического компонентов корпусного описания грамматики современного русского языка, 17-04-00517-ОГН, исполнитель
    2014–2016
    РФФИ: Семантико-синтаксические компоненты интегрированного описания русской грамматики, исполнитель
    2014–2015
    РГНФ: Формирование языковых подсистем у детей с нормой и отставанием в развитии речи: корпусное и экспериментальное исследование текстов, 14-04-00509, исполнитель
    2012–2014
    Грант Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Корпусная лингвистика», Направление 1. Создание и развитие корпусных ресурсов по современному русскому языку. Развитие корпусной справочной системы по синтаксису русского языка, руководитель
    2013
    РГНФ: Международная конференция «Категории имени и глагола в системе функциональной грамматики», руководитель
    2012–2013
    Федеральная программа поддержки исследований, проводимых коллективами научно-образовательных центров в области филологических наук и искусствоведения, 2012-1.1-12-000-3004 «Коммуникативные конвенции устной речи», исполнитель
    Коллективные монографии

    2020

    • Проблемы функциональной грамматики: Отношение к говорящему в семантике грамматических категорий. М.: Издательский Дом ЯСК, 2020
    Лекции

    2016

    • «Чу, из леса выскочил ежик!», или Родная речь в отечественной школе
    • Бедность и усвоение родного языка

    2015

    • Имя существительное: категория падежа. Часть 1. Общая теория падежа. История изучения
    • Имя существительное: категория падежа. Часть 2. Типологические особенности русской падежной системы
    • Имя существительное: категория падежа. Часть 3. Особенности усвоения детьми и иностранцами
    • Как мы учимся говорить?
    • Разговор с младенцем

    2013

    • Речь взрослых, обращенная к детям: ранние этапы усвоения детьми коммуникативных конвенций русского языка