Краснощёкова Софья Викторовна

    Биография
    Краткая научная биография

    Училась на кафедре общего языкознания филологического факультета СПбГУ (закончила в 2009 г. бакалавриат по специальности «Общее языкознание», в 2011 г. магистратуру по специальности «Психолингвистика». В 2011–2015 гг. училась в аспирантуре ИЛИ РАН, в 2016 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Местоименный дейксис в русской детской речи». С 2012 по 2017 г. работала в Военно-морской академии им. Н.Г.Кузнецова, с 2017 — в Санкт-Петербургском политехническом университете преподавателем русского языка как иностранного. С 2019 г. работает в ИЛИ РАН; а также по совместительству в СПбПУ.

    Гранты
    • грант ОИФН РАН, проект «Инофон в современном русскоязычном обществе: становление грамматической системы»
    • грант РНФ 14-18-03668 «Механизмы усвоения русского языка и становление коммуникативной компетенции на ранних этапах развития ребенка»
    • грант РФФИ № 18-012-00650 «Семантические категории в грамматическом строе русского языка»
    Документ
    Материалы конференций

    2023

    • М.А. Еливанова, И.А. Крылова, С.В. Краснощекова (ред.). Проблемы онтолингвистики — 2023: вариативность речевого онтогенеза. Материалы ежегодной Международной научной конференции. СПб.: Издательство «ВВМ», 2023. 222 с.
    Тезисы

    2023

    • Краснощекова С.В. Местоимение «другой» в детской речи // LI Международная научная филологическая конференция имени Л.А. Вербицкой (14–21 марта 2023 года, Санкт-Петербург): Сборник тезисов. СПб.: СПбГУ, 2023. С. 666–667.

    2022

    • Краснощекова С.В. «Сам» и «самый» в детской речи: основные значения // Тезисы докладов 50-й Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 256.
    • Кашлева К.К., Краснощекова С.В. Ошибки инофонов при освоении прямого дополнения // Тезисы докладов 50-й Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 543–544.

    2021

    • Galkina E., Krasnoshchekova S. The linguistic expression of causation in typically developing Russian children 9 to 30 months // BCCCD (Budapest CEU Conference on Cognitive Development) 2021: Program and abstracts. Budapest: Cognitive Development Center, Central European University, 2021. P. 204.

    2020

    • Galkina E., Krasnoshchekova S., Ringblom N., Urgumova N. Linguistic expression of causal relations in picture-based narratives: language proficiency or cognitive abilities? // The Night Whites Language Workshop: The Fifth Saint Petersburg Winter Workshop on Experimental Studies of Speech and Language (Night Whites 2019). V Международный зимний симпозиум по экспериментальным исследованиям языка и речи. СПб.: СПбГУ, 2020. С. 55.
    • Galkina E.V., Krasnoshchekova S.V. Expression of causality in the utterances of the early aged Russian-speaking children about objects and physical phenomena // Neurobiology of Speech and Language. Proceedings of the 4th International Conference on Neurobiology of Speech and Language / Ed. by O. Shcherbakova. St. Petersburg: Skifiya-print, 2020. P. 46–47.

    2018

    • Краснощекова С.В., Галкина Е.В., Рингблом Н. Особенности употребления рода и падежа в речи двуязычных детей в сравнении со студентами, изучающими русский язык как иностранный // Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 18–21 октября 2018 г. / Отв. ред. А.К. Крылов, В.Д. Соловьев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 580–582.
    • Краснощекова С.В., Галкина Е.В., Рингблом Н. Способы вербализации психического состояния в речи моно- и двуязычных детей в сравнении с инофонами, осваивающими русский язык как иностранный // Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 18–21 октября 2018 г. / Отв. ред. А.К. Крылов, В.Д. Соловьев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 258–260.

    2012

    • Краснощекова С.В. Пространственный дейксис в речи детей: локативные местоименные наречия и сочетания местоимений с предлогами // Пятая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов (Калининград, 18–24 июня 2012 г.). Т. 2. Калининград, 2012. С. 469–470.
    Учебные пособия и методические материалы

    2021

    • Горбенко В.Д., Краснощекова С.В., Славина Е.А., Бусурина Е.В. Русский язык как иностранный для специалистов атомно-энергетической отрасли: учебно-методический комплекс. CПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021.

    2020

    • Краснощекова С.В., Галкина Е.В. История русского языка для иностранцев: конспект лекций (учебно-методическое пособие). СПб.: ЛЕМА, 2020. 181 с.
    Рефераты диссертаций

    2016

    • Краснощекова С.В. Местоименный дейксис в русской детской речи: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.01 — русский язык. СПб.: ИЛИ РАН, 2016. 26 с.
    Статьи

    2023

    • Бусурина Е.В., Горбенко В.Д., Краснощекова С.В. Система заданий в учебном пособии по языку специальности для иностранных студентов-энергетиков // Русский язык как иностранный и методика его преподавания: сб. научн. тр. Вып. 33 / Редкол.: Е.И. Зиновьева, Н.А. Любимова (отв. ред.), Л.В. Московкин и др. СПб.: «РОПРЯЛ», 2022. С. 12–18.
    • Краснощекова С.В. Раннее анафорическое «он»: характеристики анафорических конструкций в речи детей в первые месяцы использования // М.А. Еливанова, И.А. Крылова, С.В. Краснощекова (ред.). Проблемы онтолингвистики — 2023: вариативность речевого онтогенеза. Материалы ежегодной Международной научной конференции. СПб.: Издательство «ВВМ», 2023. С. 48–54.

    2022

    • Галкина Е.В., Краснощекова С.В. Освоение русских предложно-падежных конструкций детьми-херитажниками и детьми-билингвами // Русская грамматика в диалоге научных школ, направлений, методов: сборник научных статей / отв. ред.: Е.С. Шереметьева, Е.А. Стародумова, А.А. Анисова. Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2022. С. 256–262.
    • Краснощекова С.В. Местоимения в роли прямого дополнения в речи русскоязычных детей // Русский язык в школе. 2022. № 83 (2). С. 23–34.
    • Krasnoshchekova S. Question-answer pairs with negative lexemes in child-adult conversations // Материалы XLVI международной научной филологической конференции, Санкт-Петербург, 13–22 марта 2017 года. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. P. 53–55.
    • Галкина Е.В., Краснощекова С.В., Кожевникова Е.В. Референциальные особенности текстов нарративного жанра при освоении первого и второго языка // Жанры речи. 2022. Т. 17, вып. 4 (36). С. 311–318.
    • Краснощекова С.В. Местоимение сам и возвратные местоимения в детской речи: насколько «возвратным» является сам? // Русская грамматика в диалоге научных школ, направлений, методов: сборник научных статей / отв. ред.: Е.С. Шереметьева, Е.А. Стародумова, А.А. Анисова. Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2022. С. 262–270.
    • Краснощекова С.В. Вопросительные местоимения кто, что, какой и ряды производных от них местоимений в онтогенезе // XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936–2019). Избранные доклады / под ред. Т.В. Черниговской. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2022 (St. Petersburg University Studies in Social Sciences & Humanities. Vol. 2). C. 269–285.
    • Краснощекова С.В. Определительные местоимения со значением «самостоятельности» в речи детей: освоение и функционирование // Проблемы онтолингвистики — 2022: речевой мир ребенка (универсальные механизмы и индивидуальные процессы): Материалы ежегодной международной научной конференции, Санкт-Петербург, 19–21 апреля 2022 года. СПб.: Изд-во «ВВМ», 2022. С. 49–55.

    2021

    • Галкина Е.В., Уржумова Н.Н., Краснощекова С.В. Способы выражения причинно-следственных отношений в рассказах информантов с разной степенью развития языковых навыков // Современные технологии в организации ранней помощи детям и в образовательной практике: Сборник трудов. СПб.: ЛЕМА, 2021. С. 5–8.
    • Krasnoshchekova S. Functioning of Pronominal Lexemes kakoj ‘which’ and kak ‘how’ in the Speech of Russian Children // Psycholinguistics. 2021. Vol. 29 (2). P. 103–124.
    • Галкина Е.В., Краснощекова С.В. Вербализация причины эмоционального состояния в речи моно- и двуязычных детей в сравнении с инофонами, осваивающими русский язык как иностранный // Ананьевские чтения — 2021. Материалы международной научной конференции / Под общей редакцией А.В. Шаболтас. Отв. ред. В.И. Прусаков. СПб.: Скифия-принт, 2021. С. 235–236.
    • Краснощекова С.В. Вопросительно-относительные местоименные лексемы в онтогенезе // Проблемы онтолингвистики — 2021: языковая система ребенка в ситуации одно- и многоязычия: материалы ежегодной Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 13–15 апреля 2021 года. СПб.: ООО «Издательство ВВМ», 2021. С. 33–42.

    2020

    • Краснощекова С.В. Обзор докладов по функциональной грамматике на VII Международной научной конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. № 9 (32). С. 86–97.
    • Voeikova M., Krasnoshchekova S. The use of pronouns as a developmental factor in early Russian language acquisition // N. Gagarina, R. Musan (eds.). Referential and Relational Discourse Coherence in Adults and Children. Berlin; Boston: De Gruyter Mouton, 2020. P. 171–206.
    • Краснощекова С.В., Галкина Е.В. Средства выражения причинности в речи взрослых инофонов, осваивающих русский язык: сравнение с русскоязычными детьми // Неделя науки Высшей школы международных образовательных программ: Мат-лы науч.-метод. конф. СПб.: Политех-пресс, 2020. С. 35–37.
    • Краснощекова С.В. Ряды местоимений, организованные вокруг вопросительно-относительного центра: освоение и использование детьми // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2020. № 196. С. 97–104.

    2019

    • Галкина Е.В., Краснощекова С.В. Особенности освоения грамматических категорий русского языка (род, число, падеж) детьми в норме, в ситуации двуязычия, с диагнозом ОНР и ДЦП // Ранняя помощь детям и их семьям. Вопросы сопровождения в образовательном процессе. СПб.: ЛЕМА, 2019. С. 72–76.
    • Краснощекова С.В., Галкина Е.В., Кашлева К.К. Референциальные ошибки в письменной речи инофонов, осваивающих русский язык // Неделя науки СПбПУ (18–23 ноября 2019 года): Мат-лы науч. конф. с междунар. участием. Высшая школа международных образовательных программ. СПб.: СПбПУ, 2019. С. 36–39.
    • Krasnoshchekova S.V., Kashleva K. Narrative competence of adult L2 Russian learners // Journal of Psycholinguistic Research. 2019. 48 (3). P. 617–641.
    • Краснощекова С.В. Местоимения всеобщности в речи детей раннего возраста // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия. Материалы ежегодной международной научной конференции. 24–26 июня 2019 г. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена / Т.А. Круглякова (отв. ред.). Иваново: ЛИСТОС, 2019. С. 194–199.
    • Краснощекова С.В. Функционирование форм местоимения "весь" в речи русскоязычных детей // Русская грамматика: активные процессы в языке и речи. Сборник научных трудов Международного научного симпозиума / Науч. ред. В.Н. Степанов. Ярославль: ЯГПУ, 2019. С. 648–657.
    • Галкина Е.В., Краснощекова С.В., Кашлева К.К. Нарративная референциальность при освоении второго языка // Слово. Грамматика. Речь: Материалы VII Международной научной конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного»: Москва, филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28–30 ноября 2019 г. / Отв. редактор: О.В. Чагина. М.: МАКС Пресс, 2019. С. 101–104.
    • Краснощекова С.В., Каховская Ю.В. Кванторные местоименные наречия в речи детей // Российский гуманитарный журнал. 2019. № 5. С. 324–333.

    2018

    • Краснощекова С.В. Освоение грамматики неопределенности: неопределенные местоимения в русской детской речи // Фортунатовские чтения в Карелии: сборник докладов международной научной конференции (10–12 сентября 2018 года, г. Петрозаводск): в 2 ч. / науч. ред. Н.В. Патроева; предисл. Н.В. Патроевой и О.В. Никитина. Ч. 1. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2018. С. 92–94.
    • Краснощекова С.В. Неопределенные местоимения на -то в речи детей // Проблемы онтолингвистики — 2018: Материалы международной научной конференции 20–23 марта 2018 г. / отв. ред. Т.А. Круглякова. СПб.: ЛИСТОС, 2018. С. 118–124.
    • Краснощекова С.В. Дейктические эффекты при использовании детьми отрицательных и неопределенных местоимений // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. 189. С. 86–94.
    • Краснощекова С.В. Аккузативные финитные конструкции в речевой продукции инофонов, изучающих русский язык как иностранный // Неделя науки СПбПУ: мат-лы науч. конф. с междунар. участием, 19–24 ноября 2018 г. Высшая школа международных образовательных программ. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018. С. 55–57.

    2017

    • Краснощекова С.В. Дейктические местоимения в речи русскоязычного ребенка (краткий обзор результатов исследований) // ACTA LINGUISTICA PETROPOLITANA. Труды Института лингвистических исследований РАН / Отв. ред. Н.Н. Казанский. Т. XIII. Ч. 3. СПб.: Наука, 2017. С. 709–726.
    • Краснощекова С.В. Особенности микроструктуры письменных нарративов, порожденных взрослыми инофонами // Проблемы онтолингвистики — 2017. Освоение и функционирование языка в ситуации многоязычия: мат. ежегод. междунар. конф. (26–28 июня 2017 г., Санкт-Петербург) / РГПУ им. А.И. Герцена, Кафедра языкового и литературного образования ребенка, Лаборатория детской речи, редкол.: Т.А. Круглякова, М.А. Еливанова, Т.А. Ушакова. Иваново: Листос, 2017. С. 153–159.
    • Краснощекова С.В. Освоение ребенком дейктических местоимений: принцип системности // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). Vol. 122: Proceedings of the 45th International Philological Conference (IPC 2016). Atlantis Press, 2017. P. 340–345.

    2016

    • Краснощекова С.В. Местоимения в речи инофонов, осваивающих русский язык как второй // Лики билингвизма / Отв. ред. С.Н. Цейтлин. Институт лингвистических исследований РАН. СПб.: Златоуст, 2016. С. 35–45.

    2015

    • Краснощекова С.В. Род местоимений в речи русскоязычного ребенка // Acta Linguistica Petropolitana. 2015. Т. XI. Ч. 1. С. 635–658.
    • Краснощекова С.В. Ранние этапы освоения анафорического механизма и предпосылки к развитию анафоры // Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015. Материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-Петербург). СПб.: ИЛИ РАН, 2015. С. 136–139 (электронная публикация).
    • Краснощекова С.В. Статус притяжательных местоимений 3 лица в речи ребенка // Acta Linguistica Petropolitana. 2015. Т. XI. Ч. 2. С. 647–658.
    • Краснощекова С.В. Освоение ребенком вторичного дейксиса // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Вып. 13. Екатеринбург, 2015. С. 122–133.

    2014

    • Краснощекова С.В. Освоение ребенком первичного дейксиса // Функциональная семантика и семиотика знаковых систем: сб. научных статей: в 2 ч. Ч. 2. М.: РУДН, 2014. С. 89–98.

    2013

    • Краснощекова С.В. О стратегиях освоения русских возвратных местоимений в онтогенезе // Санкт-Петербургская школа онтолингвистики. Сб. статей к юбилею доктора филологических наук, профессора С.Н. Цейтлин. СПб.: Златоуст, 2013. С. 59–67.

    2012

    • Краснощекова С.В. ОН и ЭТОТ: освоение детьми указательной и анафорической функций // Вестник ЧГУ. 2012. № 1 (36). Т. 1. С. 72–75.
    • Краснощекова С.В. Притяжательные местоимения в речи детей: отдельная система или «формы» личных местоимений? // Проблемы онтолингвистики — 2012: Материалы международной научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения К.И. Чуковского и 120-летию со дня рождения А.Н. Гвоздева (24–26 апреля 2012 г., Санкт-Петербург). СПб.: Златоуст, 2012. С. 116–120.
    • Краснощекова С.В. Дейктические местоимения в русскоязычной речи инофонов // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 2012. С. 204–224.

    2011

    • Краснощекова С.В. Усвоение русскоязычным ребенком указательных местоимений // Онтолингвистика — наука XXI века: Материалы международной конференции, посвященной 20-летию кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена (4–6 мая 2011 г., Санкт-Петербург). СПб.: Златоуст, 2011. С. 127–132.
    Исполнение