Лаборатория типологического изучения языков

    Об отделе

    История Лаборатории типологического изучения языков (ЛТИЯ) отсчитывается с 1 апреля 1961 года, когда при Ленинградском отделении Института языкознания АН СССР, позднее превратившемся в ИЛИ РАН, была создана группа структурно-типологического изучения языков под руководством А. А. Холодовича — первая в СССР группа, занимавшаяся проблемами типологии. С момента создания и по настоящее время лаборатория служит организационным центром Ленинградской / Петербургской типологической школы. В ЛТИЯ ведется работа по изучению широкого круга проблем лингвистической типологии, особенно часто в центре внимания оказываются грамматические категории глагола в их связи с синтаксисом предложения. Большинство сотрудников ЛТИЯ совмещает работу над различными проблемами типологии с типологически ориентированным изучением грамматики отдельных языков. По состоянию на 2021 г. в составе ЛТИЯ представлены специалисты по баскскому (Н. М. Заика), славянским (В. С. Храковский, М. А. Холодилова), балтийским (Э. Ш. Генюшене, Н. М. Заика), французскому (Е. Е. Корди), древнегреческому (И. И. Ибрагимов), армянскому (В. А. Кагирова), иранским языкам (А. П. Выдрин), индоарийским и дравидийским языкам (Е. А. Забелина), арабскому языку (В. С. Храковский, Р. Г. Мамедшахов), по языкам Юго-Восточной Азии (Н. М. Спатарь, С. Б. Клименко), японскому языку (А. А. Кузнецов), по языкам манде (О. В. Кузнецова, Д. Ф. Мищенко, М. Л. Федотов) и по парагвайскому гуарани (Д. В. Герасимов). Помимо этого, многие сотрудники ЛТИЯ в той или иной степени занимаются изучением языков России — уральских и алтайских языков, языков Кавказа и др. (Д. В. Герасимов, Е. А. Забелина, Н. М. Заика, О. В. Кузнецова, Н. Н. Логвинова, Р. Г. Мамедшахов, Д. Ф. Мищенко, С. С. Сай, М. Л. Федотов, М. А. Холодилова).

    Традиционный подход Ленинградской / Петербургской типологической школы предполагает создание подробной типологической анкеты, посвященной конкретной грамматической области. Такая анкета среди прочего обычно содержит исчисление возможных семантических и формальных признаков изучаемых категорий и конструкций, основанное на строгих дедуктивных принципах. Эмпирическая работа по сбору данных обычно ведется силами специалистов по конкретным языкам, работающих в ЛТИЯ, а также дружественных специалистов из других организаций. На основании детального анализа конкретных языков делаются типологические обобщения, в основном касающиеся соответствий между формальной и смысловой сторонами различных категорий.

    В классическом виде методология Ленинградской / Петербургской типологической школы сформировалась в работах основателя ЛТИЯ — А. А. Холодовича — и получила свое полное развитие в трудах В. С. Храковского (заведующего ЛТИЯ в 1971–2017 гг.) и В. П. Недялкова. Она нашла отражение в коллективных монографиях, посвященных каузативным (1969), пассивным (1974), результативным (1983), итеративным (1989), императивным (1992), условным (1998), уступительным (2004), реципрокальным (2007), таксисным (2009) и другим конструкциям. В XXI веке в работе лаборатории возросла роль полевых и квантитативных методов, а круг изучаемых вопросов расширялся благодаря обращению к проблемам взаимодействия между категориями и к семантико-синтаксическим вопросам. Помимо участия в коллективных монографиях, многие сотрудники ведут самостоятельную работу по изучению отдельных языков или отдельных типологических и теоретических вопросов, а также по ареально-типологическим темам и по вопросам внутригенетической типологии.

    При ЛТИЯ действует аспирантура, за годы существования лаборатории в ней подготовлено большое число кандидатских и докторских диссертаций. Значительная часть сотрудников ЛТИЯ преподает в СПбГУ и в НИУ ВШЭ, некоторые из них руководят коллективными экспедициями, к которым привлекаются студенты, что создает предпосылки для регулярного кадрового пополнения ЛТИЯ молодыми сотрудниками. Еще одной формой привлечения молодежи к занятиям лингвистической типологией является Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей, которая ежегодно организуется ЛТИЯ с 2004 года по настоящее время.

    Публикации о ЛТИЯ

    Более подробное изложение исследовательской программы и истории Ленинградской / Петербургской типологической школы можно найти в специальных публикациях:

    Деятельность

    По состоянию на 2021 год исследовательская деятельность ЛТИЯ ведется по четырем основным направлениям.

    Грамматика и лексика в глагольных конструкциях

    Плановая тема работы ЛТИЯ в 2019–2021 гг. — “Грамматика и лексика в глагольных конструкциях (актантные отношения в типологическом и ареальном освещении)”. Эта тема охватывает интересы всех сотрудников ЛТИЯ и разрабатывается ими на материале широкого круга языков их специализации.

    Типология причинных конструкций

    С 2018 года в ЛТИЯ ведется работа по теме «Причинные конструкции в языках мира: семантика и типология». Работа поддержана грантом РНФ (рук. В. С. Храковский). Текущую координацию работы по проекту осуществляет Н. М. Заика.

    Иерархия и взаимодействие грамматических категорий глагола

    Работа по этой теме посвящена не отдельным категориям глагола, а тому, как глагольные категории выстраиваются в целостные системы, как они иерархизируются и взаимодействуют друг с другом. Работа по этой теме координируется В. С. Храковским и А. Л. Мальчуковым.

    Валентностные классы двухместных глаголов

    С 2009 года в ЛТИЯ ведется работа по изучению валентностных классов двухместных предикатов в языках мира. Работа по этой теме координируется С. С. Саем и опирается на анкету, включающую 130 предикатных значений. По состоянию на начало 2021 г. собраны данные для 86 языков. Основные результаты по этой теме отражены в базе данных BivalTyp (“Typological database of bivalent verbs and their encoding frames”).